Сочинение
по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора»

Сведений о жизни Михаила Шибанова,
русского художника, жившего во второй половине XVIII в., сохранилось
крайне мало. Неизвестны ни год его рождения, ни отчество. Известно,
что он происходил из крепостных крестьян, в 1783 г. получил вольную.
Имеются документы, в которых Шибанов именуется «живописцем его светлости»
графа Григория Александровича Потёмкина, фаворита императрицы Екатерины
II. Также известно, что художник писал иконы для церквей в южных
городах России — возможно, туда его взял с собой Потёмкин. Кроме
того, Шибанов писал для частных заказчиков в Москве и Петербурге.
До наших дней дошло несколько картин, по отношению к которым авторство
Шибанова не вызывает сомнений. Это несколько портретов современников,
в том числе Екатерины II, и две жанровые картины из крестьянского
быта — «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора».
Тематика этих картин для своего времени уникальна — тогда крестьян
не принято было изображать на полотне.
Самое позднее сохранившееся свидетельство о жизни Шибанова относится
к 1789 г. Это просьба художника в канцелярию Екатерины II о назначении
ему жалования. Каких-либо данных об ответе не сохранилось.
На картине «Празднество свадебного договора» изображён сговор двух
семей о свадьбе их детей. В старину решения о браке детей принимали
родители. Дети должны были лишь следовать их воле. Сговор — это
окончательная договорённость, и расторгнуть её было почти так же
невозможно, как и брак. Сговор происходил в доме родителей невесты,
на нём определялось время венчания, обсуждалось приданое невесты,
количество гостей и тому подобные моменты. Когда отцы заключали
соглашение, приглашали невесту, и мать подводила её к жениху со
словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». После
этого молодые люди должны были взяться за руки, тем самым скрепляя
договор родителей.
Именно этот момент и запечатлел художник. Фигуры жениха и невесты
занимают центральное место на картине. И если жениха частично заслоняет
от зрителя стол, то невеста изображена во весь рост, что позволяет
без помех полюбоваться её нарядом. Жених держит невесту за руку
и нежно смотрит на неё — сразу понятно, что девушка ему понравилась.
Невеста скромно опустила глаза, как и было положено девушке в те
времена. Женщина за спиной невесты — вероятно, её мать, которая,
согласно обычаю, подвела дочь к жениху. Невеста в левой руке держит
платок — может быть, чтобы вытирать слёзы, которые полагалось проливать,
прощаясь с девичьей «волюшкой».
В левой части картины, под образами в красном углу, сидят сваты
и отцы жениха и невесты. Один из сватов поднялся с места и широким
жестом приглашает молодых людей сесть рядом с родителями — теперь,
когда обо всём договорились, начнётся пир, и будущие супруги тоже
должны в нем участвовать. На столе уже стоит угощение, в том числе
и традиционный круглый каравай в центре. Этот каравай должны разломить
надвое в знак того, что договор совершился.
Кроме непосредственных участников сговора — родителей, сватов и
жениха с невестой — в комнате ещё много людей. Все они изображены
в правой части картины, там же, где виден вход. Кто-то сидит — вероятно,
наиболее почётные гостим, может быть, близкие родственники — большинство
же стоит, с любопытством глядя на происходящее. Это люди разного
возраста — молодые и старые, в самом низу в правом углу изображён
маленький ребёнок. В старину сговор был событием почти столь же
крупным, как и сама свадьба, и праздновали его широко, приглашали
не только близких родственников, но и соседей, если достаток позволял,
то и всё село. А о том, что семья невесты имеет достаток, нетрудно
догадаться по наряду девушки. Художник старательно выписал затейливые
узоры, игра света говорит о том, что одежда невесты сшита из парчи.
На шее у девушки ожерелье, в ушах серьги, из-под подола платья выглядывают
носки красных сапожек. Мать девушки тоже богато одета, её головной
убор украшен жемчугом, в ушах у неё серьги.
Художник старательно изобразил головные уборы присутствующих на
сговоре женщин, и это неслучайно. В старину головной убор мог многое
рассказать о женщине. Головной убор замужних женщин отличался от
головного убора девушки.
Действие происходит внутри крестьянской избы. В интерьере нет ничего
особенно примечательного: тёмные стены, иконы в углу, под ними стол
и лавки. Зато живо показаны разнородные чувства, охватившие присутствующих.
Рядом с невестой и её матерью старушка в клетчатом платке опустилась
на колени, молитвенно сложив руки и глядя на иконы. По обычаю сговора,
после достижения соглашения полагалось помолиться всем вместе. Но
остальные пока с этим не торопятся. Мужчина в красном кафтане, сидящий
спиной к зрителю на стуле — вероятно, почётный гость — о чем-то
оживлённо переговаривается с сидящей рядом молодой женщиной в кокошнике.
Наверное, это его жена. Мужчина, изображённый с краю в левой части
картины, держит на коленях бутылку с вином и кружку. Выражение лица
у него радостно-умиротворённое, он явно доволен, всё получилось,
как он хотел. По-видимому, это отец кого-то из молодых людей, которым
вскоре предстоит стать супругами.
Атмосфера праздничности, торжественности на картине в немалой степени
достигается благодаря живым, ярким краскам. Нарядная одежда большинства
присутствующих составляет контраст с потемневшими стенами избы.
Основные цвета в картине — коричневый, чёрный, красный, различные
оттенки зелёного. Коричневый — это фон, стены помещения и мебель,
а также кафтан крайнего слева, мужчины. Это цветовое единство словно
намекает, кто хозяин этого дома и, соответственно, отец невесты.
Красный цвет — это кафтаны гостя на переднем плане и одного из сватов.
Красный присутствует и на душегрейке невесты: красные цветы в узоре
сплетаются с чёрными листьями. На девушке красные сапожки, хотя
и не столь яркие. На мужчинах чёрные сапоги, сарафан и головной
убор матери невесты тоже тёмные, практически чёрные. Чёрными прямоугольниками
выделяются на стене иконы. В одежде жениха преобладают зеленовато-серый
и травянисто-зелёный цвета. Подол платья невесты зеленовато-золотистый,
выглядит слегка тускловатым — вероятно, из-за недостатка освещения
в избе.
Картина насыщена не только действием, но и живо передаёт чувства,
переживаемые его участниками. Художнику удалось показать не только
торжественность момента, но также колорит эпохи, её дух.