Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора»

Сочинение по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора»

Сведений о жизни Михаила Шибанова, русского художника, жившего во второй половине XVIII в., сохранилось крайне мало. Неизвестны ни год его рождения, ни отчество. Известно, что он происходил из крепостных крестьян, в 1783 г. получил вольную. Имеются документы, в которых Шибанов именуется «живописцем его светлости» графа Григория Александровича Потёмкина, фаворита императрицы Екатерины II. Также известно, что художник писал иконы для церквей в южных городах России — возможно, туда его взял с собой Потёмкин. Кроме того, Шибанов писал для частных заказчиков в Москве и Петербурге. До наших дней дошло несколько картин, по отношению к которым авторство Шибанова не вызывает сомнений. Это несколько портретов современников, в том числе Екатерины II, и две жанровые картины из крестьянского быта — «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора». Тематика этих картин для своего времени уникальна — тогда крестьян не принято было изображать на полотне.
Самое позднее сохранившееся свидетельство о жизни Шибанова относится к 1789 г. Это просьба художника в канцелярию Екатерины II о назначении ему жалования. Каких-либо данных об ответе не сохранилось.
На картине «Празднество свадебного договора» изображён сговор двух семей о свадьбе их детей. В старину решения о браке детей принимали родители. Дети должны были лишь следовать их воле. Сговор — это окончательная договорённость, и расторгнуть её было почти так же невозможно, как и брак. Сговор происходил в доме родителей невесты, на нём определялось время венчания, обсуждалось приданое невесты, количество гостей и тому подобные моменты. Когда отцы заключали соглашение, приглашали невесту, и мать подводила её к жениху со словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». После этого молодые люди должны были взяться за руки, тем самым скрепляя договор родителей.
Именно этот момент и запечатлел художник. Фигуры жениха и невесты занимают центральное место на картине. И если жениха частично заслоняет от зрителя стол, то невеста изображена во весь рост, что позволяет без помех полюбоваться её нарядом. Жених держит невесту за руку и нежно смотрит на неё — сразу понятно, что девушка ему понравилась. Невеста скромно опустила глаза, как и было положено девушке в те времена. Женщина за спиной невесты — вероятно, её мать, которая, согласно обычаю, подвела дочь к жениху. Невеста в левой руке держит платок — может быть, чтобы вытирать слёзы, которые полагалось проливать, прощаясь с девичьей «волюшкой».
В левой части картины, под образами в красном углу, сидят сваты и отцы жениха и невесты. Один из сватов поднялся с места и широким жестом приглашает молодых людей сесть рядом с родителями — теперь, когда обо всём договорились, начнётся пир, и будущие супруги тоже должны в нем участвовать. На столе уже стоит угощение, в том числе и традиционный круглый каравай в центре. Этот каравай должны разломить надвое в знак того, что договор совершился.
Кроме непосредственных участников сговора — родителей, сватов и жениха с невестой — в комнате ещё много людей. Все они изображены в правой части картины, там же, где виден вход. Кто-то сидит — вероятно, наиболее почётные гостим, может быть, близкие родственники — большинство же стоит, с любопытством глядя на происходящее. Это люди разного возраста — молодые и старые, в самом низу в правом углу изображён маленький ребёнок. В старину сговор был событием почти столь же крупным, как и сама свадьба, и праздновали его широко, приглашали не только близких родственников, но и соседей, если достаток позволял, то и всё село. А о том, что семья невесты имеет достаток, нетрудно догадаться по наряду девушки. Художник старательно выписал затейливые узоры, игра света говорит о том, что одежда невесты сшита из парчи. На шее у девушки ожерелье, в ушах серьги, из-под подола платья выглядывают носки красных сапожек. Мать девушки тоже богато одета, её головной убор украшен жемчугом, в ушах у неё серьги.
Художник старательно изобразил головные уборы присутствующих на сговоре женщин, и это неслучайно. В старину головной убор мог многое рассказать о женщине. Головной убор замужних женщин отличался от головного убора девушки.
Действие происходит внутри крестьянской избы. В интерьере нет ничего особенно примечательного: тёмные стены, иконы в углу, под ними стол и лавки. Зато живо показаны разнородные чувства, охватившие присутствующих. Рядом с невестой и её матерью старушка в клетчатом платке опустилась на колени, молитвенно сложив руки и глядя на иконы. По обычаю сговора, после достижения соглашения полагалось помолиться всем вместе. Но остальные пока с этим не торопятся. Мужчина в красном кафтане, сидящий спиной к зрителю на стуле — вероятно, почётный гость — о чем-то оживлённо переговаривается с сидящей рядом молодой женщиной в кокошнике. Наверное, это его жена. Мужчина, изображённый с краю в левой части картины, держит на коленях бутылку с вином и кружку. Выражение лица у него радостно-умиротворённое, он явно доволен, всё получилось, как он хотел. По-видимому, это отец кого-то из молодых людей, которым вскоре предстоит стать супругами.
Атмосфера праздничности, торжественности на картине в немалой степени достигается благодаря живым, ярким краскам. Нарядная одежда большинства присутствующих составляет контраст с потемневшими стенами избы. Основные цвета в картине — коричневый, чёрный, красный, различные оттенки зелёного. Коричневый — это фон, стены помещения и мебель, а также кафтан крайнего слева, мужчины. Это цветовое единство словно намекает, кто хозяин этого дома и, соответственно, отец невесты. Красный цвет — это кафтаны гостя на переднем плане и одного из сватов. Красный присутствует и на душегрейке невесты: красные цветы в узоре сплетаются с чёрными листьями. На девушке красные сапожки, хотя и не столь яркие. На мужчинах чёрные сапоги, сарафан и головной убор матери невесты тоже тёмные, практически чёрные. Чёрными прямоугольниками выделяются на стене иконы. В одежде жениха преобладают зеленовато-серый и травянисто-зелёный цвета. Подол платья невесты зеленовато-золотистый, выглядит слегка тускловатым — вероятно, из-за недостатка освещения в избе.
Картина насыщена не только действием, но и живо передаёт чувства, переживаемые его участниками. Художнику удалось показать не только торжественность момента, но также колорит эпохи, её дух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта