Сочинение
по картине А. А. Пластова «Сенокос»

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)
родился в селе Прислониха в Симбирской губернии (ныне Ульяновская
область) в крестьянской семье. Интерес к живописи, по-видимому,
передался к мальчику от деда, который был иконописцем.
Какое-то время Пластов предполагал, что станет священником. После
3-х лет учёбы в сельской школе поступил в Симбирское духовное училище,
затем в Симбирскую духовную семинарию. Но тяга к искусству, как
видно, не оставляла молодого семинариста. В 1912 г. юноша уехал
в Москву. Сначала посещал занятия в мастерской художника И. И. Машкова,
затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное
училище, где проучился 2 года. После этого Пластов поступил в Училище
живописи, ваяния и зодчества, однако не на живописное, а на скульптурное
отделение. Среди его наставников были знаменитые мастера — скульптор
С.М. Волнухин, художник А.М. Васнецов и др.
Молодой художник в 1917 г. возвратился в родное село. Здесь он постоянно
рисовал с натуры, изображая своих односельчан, их праздники и будни.
Картины Пластова характеризуются не только высоким мастерством,
знанием быта советской деревни, но и любовью, вниманием к людям,
которые живут и трудятся на селе. Особенности картин Пластова —
жанровые сцены всегда разворачиваются на фоне пейзажа, лирическая
выразительность без напряжённости сюжета.
Художник при жизни сделался признанным классиком советской живописи,
репродукции его картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии.
На картине «Сенокос» художник изобразил, как семья выполняет одну
из разновидностей сельскохозяйственных работ — косит траву на сено.
Заготовка сена имеет не меньшее значением, чем удачная уборка хлеба
— ведь иначе скоту нечего будет есть долгую холодную зиму. Как и
все сельские работы, в старину сенокос сопровождался особыми обрядами,
ему посвящено немало пословиц и поговорок.
Сенокос считался своего рода праздником, на него надевали самую
лучшую одежду, во время работы пели песни. В старину было принято
косить всем селом. Лучшим временем для заготовки сена считался период
с Петрова дня (29 июня) до Прокла (25 июля). Для косьбы использовался
— да и сейчас используется — специальный инструмент, который называется
коса. На длинной деревянной рукоятке — как для лопат, грабель и
т. п. инструментов — крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась
за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной
лезвия. Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности,
так как лезвие острое.
На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее
всего, они члены одной семьи. Одеты они просто — вероятно, в свою
обычную повседневную одежду. Подросток, который изображён ближе
всех к зрителю, вообще одет только в штаны, рубаху он снял — может
быть, потому что жарко, а может, бережёт её. Неизвестно, есть ли
у этих людей праздничная одежда. Художник написал картину в 1945
г., следовательно, пока работал над ней, ещё шла Великая Отечественная
война. В эти тяжёлые годы у людей зачастую были одни валенки на
всех, и то хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было
бы, в чем выйти из дому.
Кроме подростка, среди косцов трудится женщина. Она идёт следом
за мальчиком. Двое других косарей — мужчины.
Темноволосый подросток загорел почти до черноты. Но, несмотря на
зной, он усердно трудится, на пару шагов даже опередил остальных.
Видимо, привычен к тяжёлому крестьянскому труду, приобрёл немалый
навык и необходимую сноровку. В годы войны многим детям приходилось
работать наравне со взрослыми, а в деревне это было принято всегда,
ребёнок с малолетства приучался к труду.
Женщина одета в простенькое светлое платье, голова повязана белым
платком. Типичный наряд крестьянки, а светлое лучше всего подходит
для летнего зноя. Определить возраст женщины сложно. Её лицо потемнело
от загара, от тяжёлой работы. Платок, который сейчас ассоциируется
с бабушками, в деревнях носили все женщины, кроме молоденьких незамужних
девушек. Может быть, эта женщина — мать мальчика, может быть, бабушка.
Следом идёт мужчина в голубовато-зелёной рубахе. Светлые курчавые
волосы и такая же борода, в руках, крепко держащих косу, чувствуется
сила — можно предположить, что это человек средних лет. Может возникнуть
вопрос, почему же он не на войне — но ведь не обязательно художник
рисовал только тех косцов, кого мог видеть перед собой в данный
момент. Либо можно предположить, что солдат получил серьёзное ранение,
уже не мог нести военную службу и поэтому вернулся в родное село.
Завершает процессию косцов пожилой мужчина — вероятно, этот человек
уже далеко не молод, так как его волосы и борода совсем белые. Его
фигура почти заслонена фигурой предыдущего косца — может, его сына.
Видны лишь левое плечо и руки, держащие косу. Одет он в белую рубаху.
Группа косцов изображена художником практически в центре картины.
Они выступают композиционным ядром, вокруг которого раскинулся буйно
цветущий луг. И если одежда косцов написана в скромных, сдержанных
тонах, то для изображения цветущего луга художник не пожалел красок.
Лиловые, фиолетовые, жёлтые цветы разбросаны среди травы, которая
едва не доходит косцам до пояса.
В правом углу изображена группа тесно растущих берёз, их ветви свисают
вниз. Берёза — символ русской природы, одно из самых распространённых
деревьев в Европейской части России. Многие русские художники часто
изображали берёзы на своих картинах.
Вдали темнеет лес. В левом верхнем углу виден кусочек ясного летнего
неба. Чувствуется, что день солнечный и жаркий. Такая погода благоприятна
для уборки сена.
Картина «Сенокос» и другое полотно художника, сходное по сюжету
— «Жатва» — впервые были показаны на первой послевоенной Всесоюзной
художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее.
В это музее картина находится и в настоящее время. В «Сенокосе»
Пластов запечатлён своё восхищение родной землёй, её щедростью и
неброской красотой, и народом, выстоявшим в тяжёлые годы войны,
не знавшей равных в истории.