Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Мое открытие поэтов «Серебряного века»

    Недаром в нашей поэзии обозначают такие периоды, как «золотой век» (время Пушкина, Лермонтова и целого ряда поэтов, ставших классиками) и «серебряный век» (время Гумилева, Ахматовой, Маяковского, Блоха, Пастернака, Цветаевой, Мандельштама, Бальмонта). По какой-то странной закономерности в русской литературе начала ХIХ и начала ХХ столетий в России появилось множество гениальных поэтов. Почему именно в эти два периода? Может быть, мощные политические и социальные потрясения способствуют всплеску творческой активности? Как бы там ни было, факт остается фактом: в начале ХХ века наша литература буквально взорвалась новыми именами. Появилось огромное количество молодых, талантливых, искренних поэтов.
Судьба их почти всегда трагична. Мандельштам умер в лагере, Цветаева покончила с собой, Гумилев был арестован. Эмиграция, гонения, замалчивание, тюрьма - такая судьба ожидала большинство поэтов «серебряного века». Это легко объяснить. Они не мирились с несправедливостью и жестокостью, творившимися в стране. Они возвышали свой голос в защиту истины. А в то опасное время даже шепотом было опасно высказывать свое мнение. Даже думать запрещалось. Но разве это их останавливало? Часто вопреки голосу рассудка и благоразумия они подчинялись велению сердца и обнародовали крамольные стихи. Чего стоят один только «Реквием» Ахматовой или «Мы живем, под собою не чуя страны...» Мандельштама!
Но надо сказать, что лично я, читая стихи поэтов «серебряного века», ценю в них, прежде всего, не политические призывы. Наверное, всех молодых людей моего возраста куда больше волнуют не проблемы революции или войны, а размышления о красоте, о душе, о любви. Вот почему, читая сборники поэтов «серебряного века» я ищу в них прежде всего лирические, нежные, успокаивающие строки.
Вот Маяковский. Естественно, мною были прочитаны и «Хорошо», и «облако в штанах», и «Владимира Ильича Ленина». Потрясающие своим масштабом произведения? Но запомнилось почему-то далеко не это. Запомнилось: «Кроме любви твоей мне нету моря...» Запомнилось: «Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы их плоше?» Наконец, запомнилось знаменитое: «… если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?»
А почему все это приходит на ум в первую очередь? Да потому, что здесь, в этих коротких строках, обрывках фраз видна обнаженная, ранимая, живая душа. По этой же причине, кстати, близок мне и Мандельштам. Это вообще мой самый любимый поэт. Он представляется мне чутким, нервным, остро на все реагирующим человеком. Да так оно и было. И еще одно очень ценю в его поэзии - тонкое, ювелирное владение пером. Откуда к нему приходят эти чудесные слова? Как ему удается оживлять предметы?

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза, -
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Поэзию Мандельштама действительно видишь, как если бы все, о чем он писал, происходило прямо у меня на глазах. Как отчетливо, скажем можно представить такую картину:

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго...

Мне кажется, в буквальном смысле слова волшебством умение Мандельштама оживлять слова. У других поэтов, конечно, тоже есть этот дар, но по какой-то причине я ни в ком не ценю его так, как в Мандельштаме. Может быть, это происходит потому, что у других авторов в стихах на первый план выступает нечто совершенно иное. Так, читая Ахматову, я особенно восхищаюсь ее вниманием к деталям, к важным мелочам. Говоря о каком-то пустяке, слове, жесте, она умеет создавать объемную картину. Настолько объемную, что, прочтя две строчки, мы можем увидеть прошлое, настоящее, будущее, постичь всю глубину чувств лирической героини. Примеров масса: «сегодня я с утра молчу, а сердце - пополам», «как нестерпимо бела штора на белом окне», «не люблю только час пред закатом, ветер с моря и слово уйди», «я на правую руку надела перчатку с левой руки», «и только красный тюльпан, тюльпан у тебя в петлице», «а глаза глядят уже сурово в потемневшее трюмо». В этом вся Ахматова: она лаконична, сдержанна. Но для выражения чувств и не требуется много слов. Велеречивость часто скрывает пустоту души, мелочность чувств и заурядность. Одно - два слова часто могут сказать в сто раз больше, чем целая книга.
Упомянув об Ахматовой, конечно, нельзя не вспомнить и Цветаеву. Еще одна женщина-поэт, в чьей лирике нет ничего мягкого, женского, изнеженного. Мне очень близка и понятна любовная лирика Цветаевой. Я так много читаю между строк и делаю столько выводов. А все потому, что любовь - чувство вне времени и вне пространства. Насколько она многообразна в своих проявлениях, настолько проста по своей сути. Мне понятно трагическое восприятие Цветаевой самого прекрасного на земле чувства:

О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

А, например, в поэзии Есенина меня привлекает ее многоцветность, яркость. У него ведь все расцвечено: золотым, алым, синим, голубым, розовым. Недаром его лирику называют «живописью словом». И если Мандельштам оживляет свои строки с помощью каких-то одному ему вёдомых поэтических механизмов, то Есенин - с помощью красок:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.

Или:

Выткался на озере алый цвет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Перечислять всех поэтов «серебряного века» можно еще долго. У каждого из них есть что-то свое, уникальное, что отличает его от собратьев по перу». Но всех их объединяет невероятное, виртуозное владение словом, яркий талант, самобытность, искренность. Насколько трагична судьба большинства из них, настолько счастлива судьба их стихотворений и поэм. Ведь они пережили своих авторов уже на много десятилетий. Они проверены временем, то есть стали классикой. И можно с уверенностью сказать, раз поэзия «серебряного века» дожила до наших дней, значит, будет жить еще долгие века.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта