Сочинение.
"Не стоит село без праведника" (по рассказу А.И. Солженицына
"Матренин двор")
Свой рассказ «Матренин двор» Солженицын хотел сначала назвать «Не
стоит село без праведника», то есть вынести в заглавие саму идею
произведения. Первоначальное название было изменено по совету Твардовского,
который считал, что оно слишком уж прямолинейно раскрывает смысл
центрального образа и всего рассказа. Что же это за праведник, о
котором говорит писатель? Таким праведником является старуха Матрена,
одинокая, добрая и чуть-чуть «блаженная», как говорят в народе.
Широко известно, что рассказ автобиографичен. Писал его Солженицын
действительно в деревне, живя в доме у старухи Матрены. Современники,
лично знавшие Солженицына, утверждали, что в героине рассказа воплотились
многие черты Матрены реальной.
Матрена - одинокая шестидесятилетняя женщина, живущая в старом,
подгнивающем, но когда-то добротном доме. Пенсию она не получает,
работает в колхозе «за палочки». Два раза в месяц ее валит с ног
тяжелейший недуг, но она никогда не жалуется. Более того, она не
считается инвалидом. Соответственно, денег она не получает ни копейки,
даже за погибшего мужа.
В молодости жилось ей не легче. Вышла из-за нужды замуж за младшего
брата Ефима, считая, что старший брат - любимый ею Фаддей - погиб.
Немного не дождалась она Фаддея: только вышла замуж и он вернулся
с войны. Родила она шестерых детей, все шестеро умерли, не дожив
даже до юношеского возраста. Воспитывала дочку Фаддея - Киру. За
всю жизнь обзавелась немудреным скарбом - козой, кошкой и фикусами.
Однако нелегко складывавшаяся судьба не озлобила Матрену, не заставила
ее отвернуться от людей.
Когда нужно кому-нибудь помочь - Матрена безотказна. Она никогда
не возьмет денег за свой труд, поэтому к ней относятся слегка презрительно,
как к слабоумной. А часто люди пользуются матрениной добротой и
безотказностью. Тем более что она не привыкла сидеть без дела, смысл
жизни для нее состоит в работе. Поэтому она всегда то обед готовит,
то торф собирает, то еще чем-нибудь занимается, но никогда не сидит
сложа руки. Да ей и не дают остаться без дела: то одному что-то
нужно, то другому. Матрена всем бы рада помочь. Даже фаддеева внука
она выгораживает и защищает перед учителем, хотя, казалось бы, этот
мальчик ей совершенно чужой.
Так и жила Матрена всю жизнь: беспрекословно шла работать, когда
звали, денег не брала, не радовалась квартиранту как источнику материального
благополучия, не заводила «добра». А, наконец, и часть дома отдала
воспитаннице Кире, фаддеевой дочери. С точки зрения человека хозяйственного
разломать, располовинить дом — дикий поступок. Но Матрена без возражений
соглашается отдать горницу Кире, да еще и бросается помогать разбирать
дом. Фаддей знает эту сторону характера Матрены, потому и распоряжается
горницей. «Рачительная хозяйка» - выражение, отнюдь не относящееся
к Матрене. Скорее ей подходит определение «душа нараспашку»; она
ни сердца своего, ни скудного скарба не и пожалеет для людей.
Всегда такой была Матрена, и никогда судьба не щадила ее. Одни горести
и лишения получала Матрена в награду за свою открытую душу, но никогда
не роптала. Она смирилась с неудачной любовью, с «порчей», из-за
которой она якобы и потеряла всех шестерых детей, с одиночеством,
с насмешками односельчан. Но даже за такое пожизненное смирение
судьба не пощадила ее и нанесла последний, самый жестокий удар.
Матрену сбил паровоз, когда она помогала перевозить горницу, хоть
ее никто и не просил о помощи. На похороны Матрены родственники
и односельчане слетаются как воронье. Самые близкие и родные, казалось
бы, люди - сестры, Фаддей, подруга Маша,- принимают участие в посмертном
дележе ее жалкого скарба, основное сокровище которого - фикусы.
Плач над гробом превращается в грязные разбирательства, касающиеся
матрениного имущества. Только горе Киры истинно и безыскусно. Никто
даже после смерти так и не увидел в тихой, боящейся обременять людей,
деликатной Матрене того самого «праведника». Лишь автор и наблюдатель
всей сцены понял это.
Матрена - праведница в самом высоком смысле слова. Пусть она не
молится и является в своих религиозных и устремлениях скорее язычницей,
но в ней есть то, что называют иногда «божья искра». И грехов у
нее «меньше, чем у ее кошки». Чистая, простая, незаметная женщина.
Ни в жизни, ней ни после смерти никто не оценил в ней праведника,
на котором стоит и деревня, и вся земля. Да и автор полностью оценил
ее лишь после смерти. А ведь на таких, как Матрена, на «маленьких
людях», держится не только земля, но и русская литература.