Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Маяковский - лирик.

    Восклицание «Маяковский - лирик!» вовсе не парадоксально и не содержит в себе противоречия, как могло бы показаться. В этом восклицании нет ничего удивительного или необычного. Оно не может повергнуть в изумление читающего человека, потому что Маяковский - один из самых наших лиричных, нежных и трепетных поэтов. Кто-то скажет, что он слишком жёсток. Это действительно так. Кто-то будет утверждать, что нельзя назвать лириком поэта, который так воспевал революцию. Но даже за самыми четкими, барабанными стихотворными страхами можно заметить размышления человека тонкой душевной организации. Ведь его стихи о революции - это целая песня. Тема «Маяковский - лирик!» подразумевает, как мне кажется, ту часть его творчества, которая посвящена простым человеческим чувствам, в первую очередь - любви. Поэт воспринимает любовь не как приятное чувство, приносящее удовлетворение. Он, как человек энергии, действия, и любовь считает постоянной работой сердца:

Нам любовь не рай да кущи,
нам любовь гудит про то,
что опять в работу пущен
сердца выстывший мотор.

Да, это чувство для него важно и нужно, но он никогда не опустится до того, чтобы придавать ему излишнюю слащавость, так свойственную многим поэтам. И это вовсе не от внутренней черствости, не от недостатка чувствительности. Поэт писал о себе:
У прочих знаю сердца дом я.
Оно в груди - любому известно!
На мне ж
с ума сошла анатомия.
Сложное сердце –
Гудит повсеместно.

Да, у него действительно было огромное сердце, вмещающее неимоверно много любви, теплоты, нежности. Недаром же он такие трепетные и проникновенные строки посвящал своей Лиличке:

Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.

Так мог написать только очень тонкий лирик, каким и был Маяковский. А разве это единственное его стихотворение о любви? Их десятки!
Но лиризм Маяковского проявляется не только и не столько в его любовных стихотворениях, сколько в тех, где он рассматривает какой-то отдельный предмет или явление и говорит о нем с восторгом, или с состраданием, или с волнением. Как характерный пример можно привести стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Поэт подходит к упавшей лошади и утешает ее самыми нежными и ласковыми словами:
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?..»

И это вежливое обращение на «вы», и простые слова, которые говорят иногда плачущим детям - как это трогательна и как «по-маяковски»!
Стихотворение «Послушайте!», как мне кажется, является вершиной творчества Маяковского, если говорить о нем, как о лирике. Да, несомненно, в стихотворении при желании можно найти и политический смысл. Но можно и просто, не вникая в глубинные мотивы, восхищаться им. Восхищаться, потому что никто до Маяковского не называл звезды «плевочками», потому что никто не говорил, что у бога рука «жилистая», потому что никто не задумывался о «беззвездной муке». А ведь так просто было бы задуматься о жизни без звезд! Никто не задавался вопросом:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?

Никто не задавался. Только Маяковский.
Его лирические стихотворения можно перечислять долго: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Прощанье»... Как же сам Маяковский относился к поэзии? Вряд ли мы найдем однозначный ответ на этот вопрос. Вот лишь одна из граней отношения Маяковского к творчеству (стихотворение «Юбилейное»):

Нами лирика в штыки неоднократно атакована,
ищем речи точной и нагой.
Но поэзия - пресволочнейшая штуковина.
Существует - и ни в зуб ногой.

Может, он и хотел бы не писать, но не писать не мог. Поэт всегда искренен в своих стихах, иначе он не поэт, иначе его стихи забудутся. Стихи Маяковского не забываются. Он был разным: грубым и мягким, жестоким и милосердным. Только одно оставалось неизменным - его лиризм, его нежное, трепетное восприятие жизни, что и позволяет нам назвать Маяковского одним из величайших лириков ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта