Сочинение.
"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться..."
(Л.Н. Толстой). (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
Проблемы нравственности, духовности всегда были
самыми важными в литературе XIX века. Писателей и их героев постоянно
волновали самые глубокие и серьезные вопросы: как жить, в чем смысл
человеческой жизни, как прийти к Богу, как изменить в лучшую сторону
не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Именно такие мысли
переполняют одного из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война
и мир» Пьера Безухова.
В начале
романа Пьер предстает перед нами совершенно наивным, неискушенным
юношей, прожившим всю свою юность за границей. Он не умеет вести
себя в светском обществе, в салоне Анны Павловны Шерер он вызывает
беспокойство хозяйки и страх: «Хотя действительно Пьер был несколько
больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только
к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному
взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Пьер ведет себя
естественно, он единственный в этой среде не носит маску лицемерия,
он говорит то, что думает.
Став обладателем
большого наследства, Пьер, с его честностью и верой в доброту людей,
попадает в сети, расставленные князем Курагиным. Попытки князя завладеть
наследством не увенчались успехом, поэтому он решил получить деньги
другим способом: женить Пьера на своей дочери Элен. Пьера привлекает
ее внешняя красота, но он не может разобраться, умна ли она, добра
ли. Он долго не решается сделать ей предложение, фактически он и
не делает его, все за него решает князь Курагин.
После женитьбы
наступает переломный момент в жизни героя, период осмысления всей
своей жизни, ее смысла. Кульминацией этих переживаний Пьера стала
дуэль с Долоховым, любовником Элен. В добродушном и миролюбивом
Пьере, узнавшем о наглом и циничном отношении к нему Элен и Долохова,
закипает гнев, «что-то страшное и безобразное поднималось в его
душе». Дуэль высвечивает все лучшие качества Пьера: его храбрость,
храбрость человека, которому нечего терять, его человеколюбие, его
нравственную силу. Ранив Долохова, он ждет его выстрела: «Пьер с
кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги
и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно
смотрел на него».
Пьера
автор сопоставляет с Долоховым в этой сцене: Пьер не хочет причинить
ему вред, тем более убить его, а Долохов сокрушается, что промахнулся
и не попал в Пьера. После дуэли Пьера терзают мысли и переживания:
«Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе,
что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен
был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате»
Он анализирует
все произошедшее, отношения с женой, дуэль и понимает, что потерял
все жизненные ценности, он не знает, как ему жить дальше, винит
только себя в совершении этой ошибки — женитьбе на Элен, размышляет
о жизни и смерти: «Кто прав, кто виноват? Никто. А жив — и живи:
завтра умрешь, как я мог умереть час тому назад. И стоит ли того
мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью?
…Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего
жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет
всем?» В этом состоянии нравственных сомнений он встречает на постоялом
дворе в Торжке масона Баздеева, и «строгое, умное и проницательное
выражение взгляда» этого человека поражает Безухова.
Баздеев
видит причину несчастья Пьера в его неверии в Бога: «Пьер с замиранием
сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал,
не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот
чужой человек». Пьер сам вступает в масонскую ложу и старается жить
по законам добра и справедливости. Получив жизненную опору в виде
масонства, он обретает уверенность в себе и цель в жизни. Пьер едет
по своим поместьям, пытаясь облегчить жизнь своим крепостным. Он
хочет построить для крестьян школы, больницы, но хитрый управляющий
обманывает Пьера, и практических результатов поездки Пьера нет.
Но сам он полон веры в себя, и в этот период своей жизни ему удается
помочь своему другу, князю Андрею Болконскому, который занимается
воспитанием сына после смерти жены.
Князь Андрей
испытывает разочарование в жизни после Аустерлица, после смерти
маленькой княгини, и Пьеру удается расшевелить его, пробудить интерес
к окружающему: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина,
есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы
стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить,
что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить
вечно там, во всем».
Толстой
показывает нам, как период осмысления своей жизни может сменяться
полным разочарованием и отчаянием, что и происходит с его любимым
героем. Пьер теряет веру в учение масонов, когда видит, что все
они заняты не устройством мира, а собственной карьерой, благополучием,
погоней за властью. Он возвращается в светское общество и опять
живет пустой, бессодержательной жизнью. Единственное, что есть у
него в жизни, — это любовь к Наташе, но союз между ними невозможен.
Война с
Наполеоном придает смысл жизни Пьера: он присутствует на Бородинском
сражении, он видит мужество и героизм русских солдат, он находится
рядом с ними на батарее Раевского, подносит им снаряды, помогает
чем может. Несмотря на его нелепый для сражения вид (он приехал
в зеленом фраке и белой шляпе), солдаты прониклись симпатией к Пьеру
за его смелость и даже дали прозвище «наш барин».
Страшная
картина боя поразила Пьера. Когда он видит, что на батарее почти
все погибли, он думает: «Нет, теперь они оставят это, теперь они
ужаснуться того, что они сделали!» После сражения Пьер размышляет
о мужестве русских солдат: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти
в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их
такими…Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе
своей значение всего….Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли,
а сопрягать все эти мысли — вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать
надо!»
Сопрягать
свою жизнь с жизнью народа — вот к какой идее приходит Пьер. Дальнейшие
события в жизни Пьера только подтверждают эту мысль. Попытка убить
Наполеона в горящей Москве оборачивается спасением жизни французского
офицера, а спасение девочки из горящего дома и помощь женщине —
взятием в плен. В Москве Пьер совершает свой подвиг, но для него
это естественное поведение человека, так как он смел и благороден.
Наверное, самые главные события жизни Пьера происходят в плену.
Знакомство
с Платоном Каратаевым научило Пьера той необходимой жизненной мудрости,
которой ему не хватало. Умение приспосабливаться к любым условиям
и не терять при этом человечности и доброты — это раскрыл Пьеру
простой русский мужик. «Для Пьера, каким он представился в первую
ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты
и правды, таким он и остался навсегда», — так пишет Толстой о Платоне
Каратаеве. В плену Пьер начинает ощущать свое единство с миром:
«Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все
это мое, и все это во мне, и все это я !»
Когда Пьера
освобождают, когда начинается совсем другая, полная новых проблем,
жизнь, в его душе сохраняется все то, что он перестрадал и перечувствовал.
Все пережитое Пьером не прошло бесследно, он стал человеком, знающим
смысл жизни, ее цель. Счастливая семейная жизнь не заставила его
забыть о своем предназначении. То, что Пьер вступает в тайное общество,
то, что он будущий декабрист, закономерно для Пьера. Он всей своей
жизнью выстрадал право бороться за права других людей.
Описывая
жизнь своего героя, Толстой показывает нам яркую иллюстрацию к тем
словам, которые записал когда-то у себя в дневнике: «Чтобы жить
честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать,
и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие — душевная подлость».