Сочинение.
Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева
Тема
природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно
из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался
А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю.
Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого
явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе,
написанные Федором Ивановичем Тютчевым.
Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — дисгармоническое,
разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно,
он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его
поступки хаотичными и беспорядочными, а желания — непостоянными
и необъяснимыми.
Этих противоречий нет в жизни природы, где
все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна,
существование ее безмятежно и спокойно. Это можно проследить на
примере таких стихотворений, как “Летний вечер”, “Утро в горах”,
“Снежные горы” и др. В этих лирических произведениях поэт подчеркивает
тишину, гармонию, которую передают ключевые слова “нега”, “шепот”,
“трепет”.
Благодаря своему поэтическому таланту и
тонкому чувству жизни, он безошибочно находит яркие сравнения и
эпитеты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени
и др. Например, в стихотворении “Летний вечер” поэт, чтобы полнее
показать прелесть уходящего дня, в каждой строфе соединяет такие
слова, как “горячий”, “ключевые воды”, “зной”, “раскаленный шар”,
“волна морская”.
Такое сопоставление сразу вызывает в памяти
воспоминания о ночной свежести и умиротворенности природы. Другим
подтверждением мысли о вечном покое могут служить строки из стихотворения
“Снежные горы”:
... И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил.
Такое описание
показывает нам самодостаточность и отстраненность природы от человека.
Она равнодушна к страстям смертных, так как сама является вечной.
Таинственно, как в первый день созданья:
В бездонном небе звездный сонм горит...
В лирике
Тютчева есть несколько поэтических зарисовок, в которых выражена
заветная мечта о возможном единении человека и природы. Таково стихотворение
“Осенний вечер”. Поэт передает “умильную, таинственную прелесть”
увядания природы, это же чувствует и лирический герой.
Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден
в стихотворении “Весенняя гроза”, которое пронизано ощущением новой
жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова “первый”,
“молодые”, “весело”, “смех” и др. Они передают расцвет природной
жизни. Гроза — грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно.
Само слово “весенняя” уже говорит нам о зарождении и развитии новой
жизни. Подобным мотивом проникнуто и стихотворение
“Как весел грохот летних бурь…” гроза здесь показана как внезапное
явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся
природы (“взметая”, “нахлынувшая”, “опрометчиво безумно”, “дрожит”,
“широколиственно и шумно”).
Иная тональность, у стихотворения “Море
и утес”, наполненного философскими раздумьями. Сила природы направлена
уже не на ее самообновление, как это утверждалось в ранней лирике,
а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона.
И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение
равнодушной силы, неподвластной человеку, — в таком противоречии
видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт
XIX века Ф. И. Тютчев.