Сочинение.
"Икусство - одно из средств различения доброго от злого..."
(Л.Н. Толстой). (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
Господь Бог создал людей по своему подобию, и,
казалось бы, человеческий мир должен быть добрым, гармоничным, полным
любви. Но, увы, это далеко не так. Как говорится в евангельской
притче о Сеятеле, зерна, брошенные в землю, давали разные всходы.
Так и души людские. Чья-то душа открыта Богу, живет по его законам,
то есть служит Добру, а чья-то полна ненависти и служит Злу. Вечное
противостояние Добра и Зла, вечная борьба между ними за душу человека.
А Зло знает слабые струны людей, оно соблазнительно и губительно
опасно. Кто может помочь человеку в этой борьбе? Л.Н. Толстой утверждает,
что «искусство — одно из средств различения доброго от злого».
Со времен
Пушкина русская литература решала эту проблему. Конечно, каждый
писатель подходил к ней по-своему. В пушкинских сказках всегда побеждает
добро, вся поэзия Пушкина проникнута любовью и светом, поэт обличает
в своих произведениях собственность и скупость, власть денег и страсть
стяжательства, зависть и жажду славы, лицемерие и подлость. «Чувства
добрые я лирой пробуждал…»
М.Ю. Лермонтов
всю свою творческую жизнь создавал поэму «Демон». Эта поэма — предупреждение
человеку о демонической опасности, о близости злой силы, которая
сторожит человека.
Ф.М. Достоевский
все свои пять романов — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы»,
«Подросток», «Братья Карамазовы» — посвятил борьбе добра и зла в
душе человека. Писатель ставил своих героев в условия острой борьбы,
заставлял каждого из них решать «не разрешенное людьми положение»,
вместе со своими героями искал ответы на сложнейшие жизненные вопросы.
Читая романы, мы погружаемся в причудливое переплетение света и
тьмы, любви и смерти, чистоты и смрадного порока, пламенной веры
и ледяного безверия.
Достоинство
всякого поэтического произведения, с точки зрения Л.Н. Толстого,
определяется «искренностью, то есть тем, чтобы автор сам живо чувствовал
изображаемое им». Этим достоинством, несомненно, обладает творчество
Достоевского, ибо он в своем человеческом опыте познал ужас зла
и стремление к чистоте и святости. Эта искренность и определяет
силу воздействия романов на нас, читателей, заставляя глубже задуматься
о началах доброго и порочного в человеке.
Столкновению
двух начал в мире — добра и зла, нравственной высоты и духовной
низости, человечности и бесчеловечности — посвящены многие произведения
и самого Толстого. «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни»,
— утверждал писатель. Мысль писателя о стремлении к добру, к «миру»,
к разоблачению зла — «войны» нашла свое яркое воплощение в известном
романе «Война и мир».
Добро —
всеобъемлющая нравственная категория и деятельное чувство, оно находит
прежде всего проявление в сострадании и милосердии, в любви. Так
живут полной, богатой жизнью те, кто, по мнению писателя, способен
сопереживать, понимать и верить в человека. Это, в первую очередь,
любимая героиня Толстого Наташа и все семейство Ростовых. Мы понимаем,
читая о взаимоотношениях этих людей, что только дружба и любовь,
доброта друг к другу и к другим — основа крепкой семьи. По мнению
писателя, человек добр по природе своей, и если в жизни он руководствуется
этим чувством, то он будет добрым, хорошим и для других.
Вспомним
эпизод отъезда Ростовых из Москвы. Сначала Наташа добилась, чтобы
раненым разрешили остаться в их доме. Дело, робко начатое графом
Ростовым, неопределенно распорядившимся «очистить одну или две телеги,
ну там…что же…это нужно», Наташа приняла так близко к сердцу, так
живо восприняла безвыходность положения раненых, с такой горячностью
говорила, что их нельзя оставить: «Маменька, ну что нам то, что
мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе…», — что и граф, проговоривший
сквозь счастливые слезы: «Яйца…яйца курицу учат…», и графиня, скрывавшая
«на его груди пристыженное лицо», и все бывшие там не только поняли,
что нельзя поступить иначе, но были счастливы этим решением. «Поняв
приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое
дело» —размещение раненых.
На такой
поступок не способен никто из семейства Курагиных. Да и семьей в
полном смысле этого слова их трудно назвать. Хотя князь Василий
и хлопочет о женитьбе Анатоля и замужестве Элен, ничего хорошего
из этого не получается. Эти люди живут ради собственных интересов,
им недоступно чувство любви и добра по отношению к другим. Мало
того, от «бессердечной и подлой» курагинской породы и людей, нравственно
к ней близких, в счастливую жизнь Ростовых врываются несчастья.
Как в свое время Пьер стал жертвой тлетворного мира Курагиных, так
и Наташа со всей своей непосредственностью и неопытностью попадает
под пагубное влияние Элен — красивой, но бездушной, неспособной
на искренние чувства женщины. «Мысль свести брата с Наташей забавляла
ее». Под влиянием Элен то, что «прежде представлялось страшным,
показалось простым и естественным».
Значение
пережитого Наташей увлечения Анатолем Курагиным очень велико. Сила
влияния Элен — это сила влияния зла, воплощенного в ней. Таким образом
Толстой обличает предельную эгоистичность, интриганство и приспособленчество,
неспособность к каким-либо глубоким переживаниям, лицемерие и ханжество,
ставшие привычкой, насмешливое отношение ко всякому искреннему движению
души сердца.
Всех своих
персонажей, таких многочисленных в романе «Война и мир», Л.Н.Толстой
рассматривает именно с нравственной точки зрения. И не только мирные
сцены романа свидетельствуют об этом. Военные типы также располагаются
по двум линиям: одна связана с воинскими трудами и подвигами, с
простотой и человечностью взглядов и отношений, с честным выполнением
долга, другая — с миром привилегий, блестящих карьер, «рублей, чинов,
крестов» и вместе с тем трусости и равнодушия к делу, к долгу.
Мир Берга,
Друбецкого и им подобных противопоставлен миру простых солдат. Народная
война завершается сценами бивуачной жизни. Герои Бородина рисуются
автором как мирные в душе своей и добродушные крестьяне. Меняется
и отношение солдат к разгромленному врагу: «чувство оскорбления
и мести» сменяется «презрением и жалостью». И это не случайно: добро
находит прежде всего проявление в сострадании и милосердии. Именно
в этом ключе рисуется сцена спасения Рамбаля и его денщика, полная
солдатского юмора и чего-то возвышенного в своей народной простоте
и человечности. Эта мысль звучит и в речах Кутузова, и в добродушно
жалостливом настроении солдат, с удовольствием смотрящих на то,
как полузамерзший француз уписывает кашу.
Война —
это самое страшное зло в нашей жизни, и Л.Н. Толстому удалось показать
это с удивительной силой и правдой. В то же время писатель находит
человеческое там, где, казалось бы, оно совсем подавлено. Даже в
Наполеоне пробуждается что-то, похожее на жалость, при виде страшного
Бородинского поля, усеянного трупами павших. Проблеск человеческого
в жестоком Даву спасает Пьера от казни. Несомненной верой в победу
добрых начал в людях проникнуты эти страницы романа. И не только
эти страницы, но и весь роман «Война и мир», все творчество Л.Н.
Толстого, вся русская литература заставляет нас задуматься о смысле
человеческой жизни, о проблеме добра и зла в нашей жизни, о самом
себе.