Сочинение.
"Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю
жизнь" (Л.Н. Толстой) (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление
и наказание")
Живет человек, радуется, печалится, любит, ненавидит,
работает, мечтает — словом, живет так, как и полагается человеку.
Кто-то счастлив, кто-то страдает, кто-то одержим работой, кто-то
растворился в семье — конечно, у каждого свой путь и каждый его
выбирает сам. Но случается, и это доказано историей, умами людей
овладевают бредовые идеи, и люди становятся их «жертвами», рабами,
исступленными служителями. А идеи, в свою очередь, обретают в человеческих
душах стихийную силу, властно овладевают их жизнью и судьбой.
Ф.М. Достоевский
в своем романе «Преступление и наказание» исследует причины появления
таких идей и их влияние на жизнь человека. Писатель, как утверждает
исследователь его творчества Карякин Ю.Ф., «понимал, что за внешне
привлекательные, математически выверенные и абсолютно неопровержимые
силлогизмы приходится порой расплачиваться кровью, кровью большой
и к тому же не своей, чужой».
Уже с первых
страниц романа студент Петербургского университета Родион Раскольников
погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, «допускающей
кровь по совести». Жизнь и история как будто вполне убеждают героя,
что все человечество от века подразделяется на две категории, на
два разряда. Есть люди, принимающие любой порядок вещей, — «твари
дрожащие», и есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный
порядок, принятый большинством, — «сильные мира сего».
Теперь
Раскольникова волнует один вопрос: «…Вошь ли я, как все, или человек?
Тварь ли я дрожащая или право имею…» Теорию нужно проверить — решение
принято: надо убить вредную старушонку процентщицу. А все вокруг
как будто доказывает правильность его идеи: и душная атмосфера каморки,
в которой живет герой, и духота узких улочек Петербурга, и драма
жизни униженных и оскорбленных людей, которых встречает Раскольников.
Так жизнь не только не уводит героя от обдуманного решения, а как
будто специально, на каждом шагу наталкивает на него. Достоевский
глазами Родиона создает особое, преступное состояние мира, в котором
право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.
Болезненно раздраженный ум Раскольникова не воспринимает сострадательного
участия, человеческой доброты и понимания. Он выхватывает из окружающего
лишь те впечатления, которые укрепляют его идею, прочно засевшую
в душе.
И все же
герой просчитался в том, что он, как человек, намного сложнее и
многограннее своих мыслей о себе. Где-то в глубине его души еще
теплится остаток прежнего Раскольникова, умного, но доброго, отзывчивого
и любящего, способного на добрые дела. Отсюда жалость к девочке-подростку,
любование природой. «Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих
чар, от наваждения!» Но не тут - то было. Казалось бы, герой пришел
к разумному пониманию всей несостоятельности своей идеи, к ее ложности
и нелепости, но тем не менее остается у нее в плену. вытесненная
из сознания, она сохраняет власть над подсознанием раскольниковской
души. Герой идет на преступление, потеряв всякий контроль над собой,
как «орудие, действующее в руках чужой воли», и «совершает его как
автомат, повинующийся давлению внешней силы».
Такие фанатики,
каким стал Родион Раскольников, по мнению Достоевского, особенно
страшны. В том-то и трагедия фанатика, что он идет убивать вслепую,
и последствия таких поступков непредсказуемы. Под «топор» теории
Раскольникова попала не только вредная старуха-процентщица, но и
ни в чем не виноватая Лизавета, то самое беззащитное существо, ради
счастья которого и допускается «кровь по совести». Так всем ходом
преступления Достоевский отстаивает необходимость ответственного
и осторожного обращения человека с различного рода идеями, которые
при определенных жизненных обстоятельствах способны воспламеняться
в душах людей, превращая их в бездушных, стихийных исполнителей.
После преступления
жизнь Раскольникова становится невыносимой. Ни одна из целей преступления
в результате не достигнута: поступок Раскольникова никому не принес
облегчения, отделил его от мира, не выявил правильности или ложности
его теории, так как страдания, по словам Разумихина, свойственны
и «необыкновенным» людям, а среди «обыкновенных» известны и большие
злодеи. Герой ощущает себя погибшим человеком. Ни явка с повинной,
ни милостливый приговор не приносят ему облегчения.
И дело
не в том, что его ссылают на каторгу, а в том, что и там «совесть
его не нашла никакой особой вины, кроме разве простого промаху,
который со всяким мог случиться». Созданная героем теория прочно
сидит в сознании, почти безраздельно его контролируя. Только сон,
в котором перед Раскольниковым предстает доведенное до абсурда воплощение
его идеи, заставляет его очнуться и глубоко задуматься над тем,
насколько серьезны последствия его идеи, к какому гибельному для
человечества итогу она может привести, а его самого уже привела.
Ложность теории, теории, так выстраданной им и принятой за истину,
за правду, погубила героя романа Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова.