Сочинение.
"Справедливость требует вступаться за людей страдающих"
(Н.Г. Чернышевский). (По роману Ф.М. Достоевского "Бедные люди")
Русская литература XIX века всегда отличалась
пристальным вниманием к душе человека, к его исканиям, надеждам,
стремлениям. Писатели старались не просто отобразить жизнь людей
во всей ее сложности и противоречивости, но изменить ее, словом
своим преобразовать и улучшить.
В обществе,
где царит несправедливость, жестокость и страдания, зачастую только
писатели могли привлечь внимание окружающих к страдающим людям,
вызвать сострадание к ним, помочь изменить существующее положение
вещей. Одним из таких писателей, который не мог пройти мимо страждущих,
униженных и оскорбленных людей, был Ф.М. Достоевский.
Все произведения
великого писателя пронизаны человечностью, сочувствием, любовью
к своим героям, но особенно ярко, на мой взгляд, это отношение к
человеку проявилось в первом произведении, написанном двадцатичетырехлетним
автором, — романе в письмах «Бедные люди». Недаром это произведение
вызвало восторг у Н.А. Некрасова и Д.В. Григоровича, которые, прочитав
его белой петербургской ночью, наутро ворвались к В.Г. Белинскому
с возгласом: «Новый Гоголь явился!»
Действительно,
сам писатель считал себя последователем Гоголя, хотя бы потому,
что продолжил тему, начатую Пушкиным и продолженную Гоголем, тему
«маленького человека». Он не только развил ее, но и по-иному взглянул
на объект исследования, — изнутри. Роман «Бедные люди» представляет
собой переписку героев, в которой они сами, иногда неумело и смешно,
иногда трогательно и наивно рассказывают о себе. Они не просто «маленькие»
люди, они «бедные» в прямом смысле слова.
Вся их
история — это борьба с нищетой, с несправедливостью, это борьба
за человеческое достоинство, озаренная огромной, искренней, неподдельной
любовью к ним автора. Герои романа — это бедный чиновник Макар Девушкин,
человек уже пожилой, очень чувствительный, добрый и нежный, о чем
«говорит» его фамилия, и Варенька Доброселова, чье детство прошло
в радости и достатке, но которая потеряла все после смерти отца.
Оставшись сиротой, она лишена поддержки и участия, а родственница,
у которой она сначала жила, хочет сделать ее содержанкой грубого,
необразованного и злобного помещика Быкова.
Варенька
покидает ее дом, живет за счет своего труда, но шитье и вышивание
только не дают ей умереть с голоду, да и то во время своей болезни
лишь усилиями Макара Девушкина она остается в живых. Оба героя живут
в условиях, которые трудно назвать человеческими: «Ну. в какую же
я трущобу попал, Варвара Алексеевна! Ну, уж и квартира! Прежде ведь
я жил таким глухарем, сами знаете: тихо, смирно, у меня, бывало,
муха летит, так и муху слышно. А здесь шум, крик, гвалт! Да ведь
вы еще и не знаете, как это все здесь устроено.
Вообразите,
примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую
его руку будет глухая стена, а по левую все двери да двери, точно
нумера, все так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера.
а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое и по
трое. Порядку не спрашивайте — Ноев ковчег!» — так описывает Макар
Девушкин свое жилище.
В каждой
из этих комнат — своя беда и страдания. Один из соседей, в котором
тоже принимает участие Девушкин — такой уж он человек, — исключенный
из службы чиновник Горшков, «такой седенький, маленький; ходит в
таком засаленном, в таком истертом платье, что больно смотреть.»
У Горшкова жена и трое детей, жить им совершенно не на что. Макар
Алексеевич всей душой сочувствует этой семье: «Как-то мне раз, вечером,
случилось мимо их дверей пройти; на ту пору в доме стало что-то
не по-обычному тихо; слышу всхлипывание, потом шепот, потом опять
всхлипывание, точно как будто плачут, да так тихо, так жалко, что
у меня все сердце надорвалось, и потом всю ночь мысль об этих бедняках
меня не покидала. так что и заснуть не удалось хорошенько.»
Кроме семьи
Горшковых, автор показывает нам студента Покровского и его отца.
Это еще одна трагическая история, рассказанная уже Варенькой в ее
дневнике, который она посылает Девушкину. Отец Покровского, полностью
опустившийся человек, единственную радость жизни находит в сыне.
Его сын, способный студент, не мог найти службу: «Каждый день выходил
он в своей легкой шинельке хлопотать по своим делам, просить и вымаливать
себе где-нибудь места, что его внутренне мучило; промачивал ноги,
мок под дождем и, наконец, слег в постель, с которой не вставал
уже более..» Это еще одна жертва несправедливости, еще один страдалец,
муки которого быстро закончились. Но муки Вареньки и Макара Девушкина
продолжаются.
Она очень больна: «Я чувствую, что здоровье мое
расстроено; я так слаба; вот и сегодня, когда встала утром с постели,
мне дурно сделалось; сверх того, у меня такой дурной кашель! Я чувствую,
я знаю, что я скоро умру». Макар Алексеевич отказывает себе во всем,
чтобы помочь Вареньке: он забирает вперед свое жалованье, продает
даже свое платье, он задолжал своей квартирной хозяйке, он голодает.
Помимо этого, он начинает пьянствовать, не в силах вынести жизненных
тягот. Его за какую-то ошибку вызывают к начальнику, и здесь Достоевский
изображает потрясающую по силе эмоциональных переживаний сцену.
Эта сцена описана Девушкиным в письме к Вареньке: " Моя пуговка
- ну ее к бесу - пуговка, что висела у меня на ниточке - вдруг сорвалась,
отскочила, запрыгала (я, видно, задел ее нечаянно), зазвенела, покатилась
и прямо, так-таки прямо, проклятая, к стопам его превосходительства,
и это посреди всеобщего молчания!.. Нагнулся, хочу взять пуговку,
- катается, вертится, не могу поймать, словом, и в отношении ловкости
отличился. Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют,
что уже все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек
пропал!" Макар Алексеевич в ужасе от произошедшего, но его
начальник, почувствовавший к нему в этот момент жалость, не только
не наказывает за ошибку, а и дарит ему сто рублей, причем делает
это наедине с Девушкиным, не желая смущать его еще больше. Героя
переполняет радость, он счастлив, что есть такие добрые люди, как
его начальник, но это не спасает героев от отчаяния. Господин Быков
продолжает преследовать Вареньку, в конце концов он предлагает ей
выйти за него замуж, и она соглашается, не в силах больше бороться
с судьбой, не желая обременять своим заботами Макара Алексеевича.
В последних своих письмах она дает поручения Девушкину по поводу
приготовлений к свадьбе, и он, как мальчик, бегает по лавкам с указаниями,
как вышивать белье. Она как будто пытается сама забыться в этих
хлопотах и отвлечь от мрачных мыслей своего единственного друга,
который всеми силами своей души любит ее. В прощальном своем письме
она пишет: "Прощаюсь с вами в последний раз, бесценный мой,
друг мой, благодетель мой, родной мой!.. Я мало отрадного унесу
в новую жизнь из воспоминаний прошедшего; тем драгоценнее будет
воспоминание об вас, тем драгоценнее будете вы моему сердцу. Вы
единственный друг мой; вы только один здесь любили меня". И
Варенька, и Макар Девушкин понимает, что с господином Быковым счастья
не будет, что в степной деревне, куда Быков увозит Вареньку, она
зачахнет от горя и одиночества. Последнее письмо Макара Девушкина
проникнуто такой скорбью, такой неизбывной тоской, что читатель
понимает: он умрет без Вареньки, без ее писем, в которых они как
могли поддерживали друг друга, и это помогало им жить. Страдания
героев романа, их жизнь, полная несчастий и забот, но пронизанная
глубокой любовью, человечностью и добротой, заставляет читателя
сострадать, сопереживать и помогать всем тем, кто в этом нуждается,
своими поступками изменять их жизнь и "вступаться за людей
страдающих".