Сочинение.
"Правда и красота всегда составляют главное в человеческой
жизни и вообще на земле" (А.П. Чехов). (По роману Л.Н. Толстого
"Война и мир")
Что такое красота? И что такое правда? По определению,
которое дает нам Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, «красота
— совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все
красивое, прекрасное» (одно из значений). А правда (все по тому
же источнику) — «то, что соответствует действительности, истина».
Всегда ли правда красива, а красота правдива? Мне кажется, Л.Н.
Толстой дает ответ на этот вопрос в своем романе «Война и мир»,
в котором он показывает два ярких образа: Наташу Ростову и Элен
Курагину.
Первая
всеми своими чувствами, поступками, жизнью доказывает, что правда
красива, а вторая подтверждает мысль, что внешняя красота без внутренней
гармонии ложна.
Л.Н. Толстой
подробно описывает портрет тринадцатилетней девочки: «черноглазая
с большим ртом, некрасивая, но живая, с своими открытыми детскими
плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега»; он подчеркивает
тонкость ее оголенных рук. Маленькая графиня звонко и громко смеется,
ее совсем не беспокоит мнение окружающих. Этот «гадкий утенок» заставляет
восхищаться собой, потому что все в ней искренне, лишено притворства.
Совсем
другое дело Элен — дочь князя Василия Курагина — блестящая петербургская
красавица. Говоря о ней, автор часто употребляет эпитеты: «величавая»,
«сияющая», «спокойная», «красивая», «мраморная». Ее черные глаза,
полные плечи, красивые руки, великолепный стан заставляют любоваться
окружающих, а «ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно и победительно действующую красоту». Она вся сияет
подобно бриллиантам на ее шее. Элен не представляет себя без светского
общества, она придерживается принципа: «влияние в свете есть капитал,
который нужно беречь, чтобы он не исчез».
Наташа
излучает внутреннее тепло, которым готова в любую минуту согреть
окружающих. Она дарит всем «жаркие лучи любви». Состояние души героини
Л.Н. Толстой передает через описание ее глаз. Они у Наташи «любопытные»,
«лучистые», «сияющие», «насмешливые», «ласковые». О выражении глаз
«мраморной» красавицы Элен мы ничего не знаем.
Ростова
интуитивно угадывает людей, она «более всех одаренная способностью
чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», обладает
необыкновенным голосом, способным растрогать каждого. Занимаясь
танцами, является одной из лучших учениц, которой присуща необыкновенная
грациозность. Элен же холодна и безразлична к окружающим. Она прекрасно
владеет искусством держать себя, ее отличает «спокойное уменье быть
молчаливо – достойной в свете».
Судьбы
героинь складываются по-разному. Наташа пройдет через многие испытания:
встречу с Андреем, оскорбление, нанесенное старым князем, увлечение
Анатолем Курагиным, смерть Болконского. Настоящую любовь она испытает
лишь к Пьеру, с которым ее связывает полное взаимопонимание. В конце
романа перед нами уже не прежняя легкомысленная девочка, а заботливая
жена и мать четверых детей. Черты ее лица «имели выражение спокойной
мягкости и ясности». В Наташе была видна «одна сильная, красивая
и плодовитая самка». В обществе видевшие ее остались недовольны,
но Ростова была счастлива.
Судьба
Элен, на мой взгляд, сложилась трагично. Выйдя замуж за Пьера Безухова,
она превратила их семейную жизнь в кошмар. Она ненавидит мужа, унижает
его, причиняет боль. Однажды Элен «презрительно засмеялась и сказала,
что не дура, чтобы желать иметь детей». Обнаруживается ее ограниченность
ума, грубость, вульгарность, развращенность. После разрыва с Пьером
она получит большую часть его состояния, будет жить то в Петербурге,
то за границей, где удостоится восхищения Наполеона. За ней утвердится
«репутация женщины прелестной и умной»: «быть принятой в салоне
графини Безуховой считалось дипломом ума», несмотря на то, что хозяйка
говорит пошлости и глупости, все восхищаются Еленой Васильевной
Безуховой. Ее жизнь пуста и бессмысленна, а внезапная смерть вызывает
лишь удивление.
Таким образом,
Наташа олицетворяет собой красоту истинную, то есть правдивую, а
Элен — ложную, искусственную. Величие «мраморной» красавицы оказывается
лишь холодным блеском, тогда как духовная красота Наташи делает
счастливыми окружающих ее людей. Я считаю, что правда должна быть
красива, а красота правдива, и тогда человеческая жизнь наполнится
гармонией и смыслом.