Сочинение.
"Общественное значение писателя в том именно и заключается,
чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные
неурядицы..." (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По повести М.Е. Салтыкова-Щедрина
"История одного города")
«Сатира создается тогда, когда появится писатель,
который сочтет несовершенной текущую жизнь и, негодуя, приступит
к художественному обличению ее», — напишет М.А.Булгаков. Эти слова
как нельзя лучше характеризуют творчество М.Е. Салты-кова-Щедрина.
Проходят годы, меняются формы государственного правления, но сатирические
произведения, герои великого писателя остаются современными, потому
что он раскрывал не временные неурядицы, а поднимал вечные проблемы,
стремясь искоренить их, показать идеал.
В 1869–1870годах
на страницах «Отечественных записок» появилась повесть М.Е.Салтыкова-Щедрина,
называющаяся «История одного города». Мне кажется, это произведение
не потеряет своей злободневности и через много лет, потому что оно
слишком ярко раскрывает особенности отношений власти и народа в
России, которые, безусловно, влияют на нравственное и умственное
развитие нации. Мне очень понятно, почему после публикации повести
на автора ополчились все, кому ни лень, обвиняя в осмеянии народа,
глумлении над историей.
Может
быть, писатель и был иногда резок, но всегда справедлив. «Изображая
жизнь под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе
горького чувства, а не веселонравия», — объяснял свою позицию автор.
Как же вы правы , Михаил Евграфович. Наша страна не раз находилась
под «игом безумия». Разве годы сталинских репрессий, брежневского
застоя — это не рабство? Да, мы все отчасти глуповцы в страшном
и нелепом городе Глупове.
«Небывальщина
гораздо чаще встречается в действительности, нежели в литературе».
Эти щедринские слова я вспоминаю всегда, когда вижу глуповский пейзаж
в родном городе. На фоне современных построек, которые часто напоминают
«форменные казармы», — «беспорядочная куча хижин», есть и промышленные
предприятия, правда, не работает из них добрая половина, а сразу
за городом обширные луга и земли с огромными мусорными кучами. Ба,
да я же в Глупове! Столько лет прошло, а ничего не изменилось.
А власть?
Чем бы ни занимались глуповские градоначальники, издавали приказы
или законы, вели «войны за просвещение», секли горожан, — результат
был один — становилось еще хуже. В чем же дело? Наверное, в нежелании
видеть свой народ счастливым, просвещенным и богатым, с одной стороны.
А с другой — разве не заслуживают пассивные глуповцы таких градоначальников?
М.Е. Салтыков-Щедрин был не согласен с Л.Н. Толстым, создателем
каратаевского типа. Народ должен бороться за свое благополучие и
свободу. Эта проблема, действительно, современна и сейчас часто
нежелание идти на выборы, простое равнодушие, приводит к тому, что
у власти оказываются недостойные люди. И тогда история Глупова повторяется.
Как же
в таком городе могут развиваться ум и чувства? О нравственности
тоже стоит забыть навсегда. Перед нами «люди, как и все другие,
с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой
наносных атомов». Этими «атомами» являются пассивность и невежество,
жестокость и распутство, «начальстволюбие» и забитость. Хороши и
первые лица города: пьяница Клемантинка де Бурбон, Дунька-Толстопятая
и Матренка-Ноздря, бывшие у прежних градоначальников «для лакомства»,
а в период своего правления прославившиеся тем, что «бесчинствовали
несказанно», или Органчик, вечно орущий: «Раззорю!» и «Не потерплю!»
Лишь при Прыще, провозгласившем: «Не трогайте меня, а я вас не трону»,
у глуповцев появляется свобода. Но что с ней делать жители, увы,
не знали. М.Е.Салтыков-Щедрин иронически замечает, что глуповцы
«изнемогли под бременем своего счастья», ведь неразумная свобода
превратилась в анархию.
Описанием
градоначальников автор еще раз доказывает мысль, что народ имеет
такого правителя, которого заслуживает. «Стыдно, стыдно жить, господа!
Ужаснитесь, устыдитесь и задумайтесь!» Да, я не хочу жить в таком
городе, быть частью такой истории. Значит, придется написать свою:
в ней будут другие города и другие люди. А главное, не будет стыдно
перед теми, кто придет позже.