Сочинение.
"Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге"
(А.А. Блок). (По роману Ф.М. Достоевского "Идиот")
Век девятнадцатый с пышностью двора, интригами
остался далеко позади, двадцатый тоже пролетел, сохранив тяжелую
память о революциях и войнах. Мы дети двадцать первого, компьютерного,
технологичного и стремительного. Время движется вперед, но некоторые
понятия остаются неизменными, например, великая литература и мир
человеческих переживаний. Ведь сколько ни минет лет, люди все равно
будут любить, страдать, ненавидеть, беспокоиться и тревожиться.
И сколько ни пройдет времени, по-прежнему каждого будет мучить проблема:
зачем я живу?
Большинство
из нас, решая вопрос о смысле жизни, в первую очередь думает о себе,
о своей выгоде, материальном благе. Это неплохо и довольно просто.
Сложнее отодвинуть личное в сторону, выбрав заботу и беспокойство
о других. Равнодушие стало почти нормой нашей суетной жизни, иногда
мы вспоминаем о близком человеке, когда уже слишком поздно. Милосердие
не как рекламная акция, а как каждодневная тревога за тех, кто рядом,
становится явлением редким. Неужели оно останется лишь в сердцах
героев великих произведений?
Он стал
олицетворением произведений Ф.М. Достоевского, образцом вечного
беспокойства о судьбах близких и далеких ему людей. Самый чистый
герой литературы девятнадцатого века, «идеальный человек», князь
Мышкин. Мне кажется, что «Идиот» — очень актуальное сегодня произведение,
потому что проблема, поднятая великим классиком, до сих пор остается
открытой: нужны ли такие люди, как Мышкин.
Человек
старается всем помочь, никому не причинить зла, любить христианской
любовью — и сразу приговор: идиот. Нет, не медицинский диагноз виноват
в таком восприятии героя, а его поведение. Как это — помогать, ничего
не прося взамен? Защищать распутную женщину, сделаться крестным
братом убийце? Это невозможно в «благородном» обществе, где заботиться
можно лишь о материальном благополучии, остальное вторично. Да он
просто смешон, этот сумасшедший князь Мышкин! Разве он не видит,
какие люди рядом с ним?
Он не видит…
Вернее не хочет видеть. «А вам и не стыдно! Разве вы такая, какою
теперь представлялись», — воскликнет потрясенный герой Настасье
Филипповне. Мышкин единственный, кто понимает ее внутренний мир
и напоминает, что она другая, не «рогожинская» любовница и не содержанка
Тоцкого; несчастная женщина, истинно красивая, и не только внешне.
Князь видит ее изнутри, пытается спасти ее душу.
Это происходит
и с Рогожиным. С первой встречи до последней Мышкин рядом. Он как
ангел хранитель, который предугадывает все, что может произойти,
пытается предотвратить непоправимое. «Я, как тебя нет предо мною,
то тотчас же… злобу и чувствую», — говорит Рогожин. Значит, есть
в его сердце хорошее, доброе. Мышкин чувствует ответственность за
Парфена, свою вину за совершаемые им поступки. Показателен в этом
отношении эпизод обмена крестами: «идеальный человек» Мышкин становится
духовным братом убийце Рогожину, как бы принимая его грехи. Парадокс
— грехи у безгрешного человека!
Людям тяжело
с Мышкиным, потому что он заставляет их быть лучше, а это трудно,
иногда почти невозможно. Намного легче прикрываться маской холодности,
как Аглая, самовлюбленности, как Ганя, бесшабашности, как Парфен.
Сколько людей, столько и масок. Нет ее только у князя Мышкина, ему
нечего прятать, он лишь хочет им помочь тоже сбросить ненужный панцирь
с души. Трагедия в том, что люди не хотят это сделать, не хотят
меняться, им не нужен Мышкин, его время еще не настало. А настанет
ли оно, время беспокойных людей, способных сделать мир чище, добрее,
милосерднее?
Ф.М. Достоевский
мечтал, что такой миг настанет. «Красота спасет мир» — эти слава
почти пророческие, ведь не внешняя красота является главной, а внутренний
свет, способный осветить путь нуждающимся в нем.