Сочинение.
"Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования"
(Л.Н. Толстой). (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
Сегодня остро стоит вопрос о нравственном совершенствовании
человека. Это проблема, мне кажется, назрела уже давно. Но как ее
решить? Я думаю, что помочь в этом способна именно литература. Именно
наша классика.
Ф.М. Достоевский,
А.П. Чехов, Л.Н. Толстой — это лишь немногие из тех, кто на страницах
своих произведений затрагивает вечные темы: жизнь и смерть, добро
и зло, любовь и ненависть; размышляет о нравственном совершенствовании.
Их герои мучительно пытаются понять, в чем смысл человеческой жизни.
И, преодолевая тяжелые испытания, приходят каждый к своему пониманию.
Но конечная их цель — это идеал, и путь к нему лежит через нравственное
самосовершенствование.
Одним из
таких персонажей является Пьер Безухов, герой романа эпопеи Л.Н.
Толстого «Война и мир». Когда мы впервые видим его в салоне Анны
Павловны Шерер, то понимаем, что перед нами совершенно безвольный
человек, в жизни которого нет цели. Далее мы наблюдаем, как он идет
к «полному внутреннему опустошению»; «в московских гостиных он приходит
к ощущению своего одиночества». Он пытается спастись от жизни вином,
развлечениями, женщинами, но безуспешно. Безухов, богатый наследник,
горько оплакивает «себя и свои надежды на разумную и полезную деятельность».
Он страдает, ищет новую дорогу в жизни, верит в торжество высшей
правды на земле, но все темно и непонятно.
В тяжелом
нравственно-психологическом состоянии застаем мы Пьера после дуэли
с Долоховым на станции в Торжке. «Что дурно? Что хорошо? Что надо
любить, что ненавидеть? Для чего жить? Что такое жизнь, что смерть?»
— эти вопросы задает себе герой, но ответы на них он найдет позже.
На протяжении романа мы видим, как изменяется Пьер: постепенно им
овладевают мысли о сущности человеческой жизни.
Но всякий
раз им движет усилие к постижению этого смысла. Нелегок путь нравственного
самосовершенствования! Пьер неоднократно переживает духовный кризис,
и всякий раз благодаря усилиям воли он выходит из него. Например,
помогает Безухову Баздеев, ставя перед ним нелегкую задачу «приобщения
к высшей мудрости и истине». И молодой человек понимает, что в душе
каждого «вложен свет божий, называемый совестью».
Пьер изменяется
внутренне. Он оказывается среди членов массонского ордена, но понимает,
что не может ограничиться только задачами «погружения в себя». Его
цель — « противодействовать злу, царствующему в мире.
Следующая
ступенька в нравственном росте Безухова — война 1812 года. В оставленной
Москве Пьер радуется тому, что рушится «привычный и благополучный,
позорный и бессмысленный строй барской жизни». Приближающаяся катастрофа
волнует героя: она должна вывести его из «заколдованного, ничтожного
мира», обратить к «великому подвигу и великому счастью».
Оказавшись
среди солдат, переживая вместе с ними страх смерти, боль поражения
и радость победы, Пьер приходит к совершенно новому пониманию жизни:
«высшее удовольствие безраздельно слиться с миллионами капель людского
крестьянского моря. Безухов приходит «к согласию с собой». Хотя
впереди у него еще длинный путь…Встреча с Платоном Каратаевым спасает
Пьера от мрачного отчаяния. Платон «оживил» молодого человека, вернул
ему веру в то, что сущностью настоящей жизни является любовь.
Пройдя
через многие перипетии, Пьер понимает, что человек «сотворен для
счастья», а «счастье в нем самом». Но чтобы прийти к пониманию этого,
обрести счастье в семейной жизни с Наташей и постичь смысл человеческого
существования, герой совершает постоянные усилия над собой, и только
это помогает ему двигаться дальше.
Жизнь —
это постоянное усилие, готовность к преодолению трудностей, стремление
к тому идеалу, который показывают нам в своих произведениях великие
классики нашей родной литературы.