Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 9 класс. Природа и человек в лирике Фета

    
     Фет - это образ лирика, влюбленного в чудо жизни и красоты. Творческое внимание Фета всегда было направлено на человека, его переживания. А чувства человека и природа всегда были для Фета неразделимы. Мы не найдем у него ни единого стихотворения, где человек не вливался бы в природу, становясь ее неотрывной частью. Треугольник его творчества можно очертить тремя основными понятиями: природа - любовь - красота. Фета волнует природа вокруг нас и природа души человеческой.
Иногда слияние природных явлений и человека настолько сильно, что в описании внешности, например, можно явственно ощутить природу:

Щечки рдеют алым жаром,
Соболь инеем покрыт,
И дыханье легким паром
Из ноздрей твоих летит.

За этими словами встает картина трескучего мороза, хрустящего снега, бледного зимнего неба и несущихся санок, хотя об этом не сказано ни слова!
Есть у Фета еще одно чудесное стихотворение - «Первый ландыш». Одна строфа звучит так:

Так дева в первый раз вздыхает
О чем - неясно ей самой, -
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

Да, можно говорить о подражании, поэтическом штампе, неоригинальности, но ведь главная прелесть стихотворения в том, что в нем с неподражаемым мастерством свойства ландыша проецируются на человека и нам кажется, что ничего не может быть естественней.
Иногда Фет пользуется противоположным приемом, то есть природа приобретает у него истинно человеческие черты, даже характер:

Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.

Образы настолько яркие и правдивые, настолько «человеческие», что даже «на стене часы стенные» не воспринимаются как тавтология, а лишь как усиление образа.
Помимо стихов, где природа и человек незаметно перетекают друг в друга, у Фета множество стихов, посвященных восприятию природы человеком. Даже не множество, а практически все, потому что в понимании поэта невозможны чувства, да и сама жизнь без природы. Мы не найдем у поэта ни одного стихотворения, где любовные переживания не разворачивались бы на лоне природы. Душевным терзаниям, радостям, смеху, слезам всегда сопутствуют трели соловья, розы, звезды, березки, поля, туман, солнце или бег лодки по быстрой реке. Но все поэтические атрибуты, кажущиеся по отдельности, вне стихов такими избитыми, увидены Фетом в каком-то ему одному свойственном ракурсе и приобретают новый смысл. Например, знаменитое, вызывающее немало споров стихотворение «Шепот, робкое дыханье...». Хотя многие современники Фета и недоумевали, как подобное стихотворение вообще имеет право на существование, тем не менее, оно встречается в любом сборнике фетовских стихов. Да, в нем нет изысканных эпитетов, творческих находок:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...

Но красота этого стихотворения заключается в том, что Фету каким-то загадочным образом удалось передать динамику, движение, изменение обстановки, не используя ни одного глагола. И при этом он совершенно определенно показал нам человеческие чувства через «избитые» определения («трели соловья», «пурпур розы», «отблеск янтаря»). Опять же - в этом стихотворении ясно видно слияние природы и человека.
Фет умел совмещать те вещи, которые иные люди не могут даже представить рядом: «то ласточка мелькнет, то длинная ресница». Для Фета это явления одного порядка, ибо они выражают красоту окружающего мира.
Поэзия Фета учит зоркости. Ему не нужно выдумывать то, чего нет на свете. Он подмечает то, что может подметить каждый человек, будучи частью природы. Но, увы, не многие хотят вглядываться, немногие чувствуют себя частичкой грандиозного целого. Когда же мы видим в лирике Фета такие обычные, прошедшие мимо нашего взгляда картины природы, то нам кажется, что нет ничего естественней и мы удивляемся, почему не заметили, что огонь похож на «лазурного мотылька», машущего крылом «на багряном маке», что пчела «распевает, вползая в цветок сирени, что окраска бабочки напоминает бархат с «живым миганьем».
В своем восприятии природы Фет порой даже дерзок, с точки зрения тогдашней поэзии. В ХIХ веке никто еще не говорил «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть», никто не называл след на воде «кудрявым», цветок сирени «гвоздиком», а стрекот кузнечиков «резко-сухим». А между тем это емко, образно, ярко.
В строках фетовской лирики зримо встает пейзаж средней полосы России. Но не в этом суть: за обычным полем у поэта - поле души человеческой. Ради того, чтобы лучше увидеть и показать эту взаимосвязь, Фет всматривался и вслушивался в мир. Лирика Фета есть гармоничное сочетание природы и воспринимающего ее человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта