Сочинение
9 класс. Сатира - зеркало образ России в творчестве Салтыкова-Щедрина
Россия была Родиной Салтыкова-Щедрина.
Как все тонко чувствующие люди того времени он мечтал о возрождении
своей страны, о ее светлом будущем. Способом выразить свои идеи
для него была литературная деятельность.
Задача сатирика - вскрывать общественные язвы, освещать существующую
действительность такой, какая она есть, ничего не скрывая, вытаскивая
всю грязь на свет божий. В этом смысле сатиру с полным правом можно
назвать зеркалом, в котором отражаются пороки, проступки, изъяны,
как отдельных личностей, так и целых государств. Сатира Салтыкова-Щедрина
целиком и полностью посвящалась России.
Беспощадно обличая недостатки общественного строя, писатель не обходит
вниманием ни одно сословие. В сказках его на равных правах действуют
крестьяне, чиновники, дворяне, военные, коронованные особы. Всех
их объединяет общая Родина.
Россия в сказках Салтыкова-Щедрина предстает, в первую очередь,
нищей страной. В его произведениях, которые иногда и сказками-то
назвать сложно (но автор настаивает на этом наименовании), обнажается
крестьянский быт и порой описываемые события являются не плодом
воображения писателя, а вполне реальными происшествиями. Примером
может служить «Деревенский пожар». Очень трудно воспринимать это
произведение как сказку. У него и подзаголовок соответствующий «ни-то
сказка, ни-то быль». Сказку напоминает разве что конец. Но и то
назвать его счастливым трудно: хоть деревня и отстроилась, но сына
крестьянке никто не вернет, и неубранные уголья от ее дома служат
вечным напоминанием о невзгодах. Странная «сказка». Но есть в ней
правда жизни, образ крестьянской России сквозит в каждой фразе.
Символом деревенской России можно назвать Конягу в одноименной сказке.
Коняга-крестьянин является источником жизни для всего народа, благодаря
ему растет хлеб на необъятных российских полях, но сам он не имеет
права досыта есть этот хлеб. Его удел - работа. Только он способен
освободить из плена родную страну. Тем временем «пустоплясы», в
которых угадывается образ реакционных народников, умиляются, глядя
на Конягу, и воспевают «идеал труда». Щедрин же, протестуя против
извечного русского смирения, зовет народ к решительной борьбе, веря,
что в русском мужике дремлет огромная разрушительная сила.
Эксплуататоры и реакционеры, неизменные участники судьбы России
в те годы, предстают во всех сказках Салтыкова-Щедрина, причем не
всегда в аллегорических образах. Примером могут служить сказки «Повесть
о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
С непревзойденным мастерством писатель показывает паразитизм основного
правящего класса России - дворянства. Генералов и помещика из этик
сказок объединяет несколько странное представление о жизни. Они
почему-то считают, что та приятная обстановка, в которой они существуют,
создается сама, без всякого участия человека, одним словом, что
«булки растут на деревьях». Удивительно: оказывается, что без мужика
привычный их сердцу уют существовать не может. Ни прокормить себя,
ни позаботиться о себе они не могут. Генералам выпала удача - они
отыскали мужика, который моментально создал им на острове привычную
паразитическую жизнь. А Дикий помещик, пожелав избавиться от слуг,
превратился в самое худшее, самое беспомощное и грязное из всех
животных. Жизнь, которую он стал вести, стала продолжением предыдущей
его жизни. Только раньше он грабил и душил крестьян, а теперь -
животных. Этими двумя сказками Салтыков-Щедрин в который раз высказывает
свою главную идею: крестьяне, русский трудящийся народ, является
основой государства, они кормят правящие классы, создают их богатства.
В сказке «Соседи» в образах Ивана Бедного и Ивана Богатого выведены
крестьянин и помещик. И как бы благородно богатый сосед не пытался
уровнять их права, деньги все равно текли только к нему, а бедняк,
сколько бы ни трудился, хлебал пустые щи. Подлинное решение этого
вопроса дает деревенский философ Простофиля: «Оттого, что в планту
так значится». Замысел этой сказки, как и всех остальных, именно
и состоит в том, чтобы призвать народ к коренному изменению «планта»
- несправедливого общественного строя, зиждущегося на эксплуатации.
В ряде своих сказок сатирик бичует царское чиновничество, бюрократию.
Таковы, например, сказки «Игрушечного дела людишки», «Недреманное
око». В первой сказке основная мысль автора проста и неприкрыта:
все люди, дорвавшиеся до власти- деревянные куклы. И, тем не менее,
именно они - хозяева жизни. Царская бюрократия враждебна народу,
ее цель - защита прав угнетателей. Это положение вещей освещено
в «Недреманном оке». Прокурор занимается охранением «основ государства»,
но в силу своей особенности (по сказке - физической, на самом деле
- нравственной) оберегает подлинных варов и хищников, зато «говорунов»,
распространяющих «крамолу» (а попросту честных людей) искореняет
самым беспощадным образом.
В тогдашней России далеко не последнюю роль играли либерально настроенные
личности. Салтыков-Щедрин не мог обойти вниманием и их. И Либерал
из одноименной сказки, и карась-идеалист, и некоторые другие персонажи
рассуждают на отвлеченные темы (говорить они могут долго и даже
красиво), но на деле-то такие разговоры ни к чему не приводят. Тут
облачается образ пустозвона, ратующего за «освобождение» России.
Искренне переживая за Россию, Салтыков-Щедрин своими сказками старался
пробудить политическое сознание народа. Он твердо верил, что за
вековой ленью русского мужика скрывается способность к борьбе против
угнетателей, что Россия в будущем станет свободной страной.