Сочинение.
"И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия..."
(Н.А. Некрасов). (По романам И.С. Тургенева "Отцы и дети"
и Л.Н. Толстого "Анна Каренина"
Никто не станет отрицать, что человек на этой
земле не может быть счастлив всю жизнь. Когда-то за удачу придется
заплатить. Да и разве можно сполна насладиться радостью, не зная
слез, сладостью без горечи и светом без тьмы? Все познается в сравнении,
поэтому люди привыкают страдать, зарабатывать свое счастье. К сожалению,
очень часто цена бывает слишком высока. Тогда судьба превращается
в трагедию, а жизнь — в мучение.
Переносить
подобные мучения каждый человек привык по-своему. Главное, что привык.
Очень редко кто-то против этого может взбунтоваться, да и то вскоре
поймет, что ни спорить, ни противоречить некому. Судьбе, разве что.
Однако же самое интересное заключается в том, как все лишения и
потери люди переносят. Горе ли, несчастье ли, неудача — все едино,
все как дар берем, со смирением и словами: «Пусть мне, окаянному.
Провинился,
значит, перед Богом-то». Как ни странно, вряд ли найдется верующий
человек, который возразит: «Я нищим подавал, обделенных оделял,
несчастных утешал, а Ты у меня самое дорогое забрал». Скорее человек
поверит, что недостаточно добра сделал, раз так поплатился. Только
вот жить от этого никому проще не становится. Все те же неудачи,
потери и несчастья.
В литературе
сюжет произведения зачастую построен на конфликте, трагичном и комичном,
а так же на несчастливой судьбе или мученической доли. Герои подвергаются
испытаниям судьбы, после чего получают свою долю счастья, чтобы
читатель мог облегченно спокойно закрыть книгу и вздохнуть: «Хорошо
все закончилось. Ну, и слава Богу». Пусть даже то счастье лишь видимость,
а покой настолько хрупок, что распадается на мириады осколков от
самого незначительного прикосновения Неудачи.
А в реальной
жизни подобное происходит даже чаще. Человек ищет не только свое
счастье, но место в этой жизни, свое место. Любовь, удача, карьера
— все это приложится, надо только отыскать то, где ты незаменим,
где ты счастлив.
«И ведь
тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь
я гигант!» — говорит Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы
и дети» перед своей смертью. В его словах — неприкрытое страдание
о том, как быстро и бесславно закончилась его жизнь, жизнь человека
с амбициями и твердыми убеждениями.
Не это
ли трагедия? Пуста жизнь, не заполненная ни одним чувством, только
полное отрицание всего, поиск, вечный поиск.
«Русский
человек только тем и хорошо, что он сам о себе прескверного мнения.
Важно, что дважды два — четыре, а остальное все пустяки».
Базаров,
безусловно, персонаж весьма противоречивый. Но так же не приходится
сомневаться в трагичности его судьбы. До самой кончины он не желал
признавать, что может страдать и «быть жалким», отрицая даже вполне
очевидную свою любовь к Одинцовой. Мученик ли он? Возможно. В этом
мы не сомневаемся перед его смертью, но его резкие слова и порой
странные поступки все же не позволяют примириться с ним, однако
и не закрывают дорогу сочувствию.
Что так
же любопытно это влияние судьбы Базарова на жизни других людей,
а именно его родителей. Добродушные старички, чей смысл жизни заключался
в их Енюше, не могут не вызвать сострадания. Они любят его безумно,
как, впрочем, любые родители любят своих детей. Но их чувства настолько
сильны, что, боясь чем-то отпугнуть Енюшу от дома, они сами начинают
его бояться. Подстраивают свою жизнь под его привычки и убеждения,
стараются ему не мешать, угождать — все, только бы их Евгению было
хорошо.
Тяжелая
и глубоко психологичная сцена болезни Базарова не может не потрясти
читателя. Та невероятная нежность и безысходность в поведении Василия
Ивановича и смиренная вера в чудо Арины Власевны лучше любых слов
показывают нам их горе.
«Евгений
Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки,
часто приходят два уже дряхлых старичка — муж с женою… приблизятся
к ограде, припадут и встанут на колени, и долго и горько плачут,
и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит
их сын…»
Безвременная
потеря любимого оставляет глубокий, неизлечимый след в душе, потеря
родного и близкого — ломает человека.
Однако
трагедия человеческой жизни отнюдь не ограничивается смертью. Человек
может стать пленником своих чувств, и вновь мучения.
«Ты смотришь
на меня и думаешь, могу ли я быть счастлива в своем положении? Ну,
и что ж! Стыдно признаться, но я… я непростительно счастлива».
Это утверждение
Анны Аркадьевны из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Ее связь
с графом Вронским, презрение света и знакомые, отвернувшиеся от
нее. Анна стала мученицей. Однако, мученица она по собственной воле.
Выходя на суд общества, гордо подняв голову, она обрекала себя на
ненависть и отвращение.
Анна, красивая
женщина из высшего света, отреклась от всего ради своей любви. И
жизнь ее превратилась в кошмар. Нет, это не тот ужас, когда все
идет совсем не так, как следовало бы, и не несчастье семьи, которые
сваливаются ежедневно на неудачную пару. Адом стала ее собственная
душа, а совесть — жесточайшим из судей.
Конечно,
кроме Анны в романе множество людей с трагическими судьбами. Алексей
Александрович, персонаж хотя и противоречивый, вызывает жалость
и сочувствие. Мученик? Да, безусловно. Пусть способы пережить жестокий
удар его немного даже комичны, но он смог удержаться несмотря на
отчаяние.
Но трагедия
его уже не столько из-за потери и предательства любимого человека,
сколько от унижения. Мучается он главным образом из-за того, насколько
больно Анна сделала его гордости, самолюбию. Изменять жене — он,
человек светский и порядочный, никогда себе подобного не позволял,
поэтому связь Анны с Вронским так глубоко ранила его. Унижения прощаются
мучительно.
Трагедия
человеческих судеб, их замысловатые переплетения, жизнь и смерть
— все это темы вечные, они всегда будут актуальны. Ведь никогда
ни один человек не сможет удерживать счастье на протяжении всей
жизни. Каждый человек по-своему мученик и все судьбы на определенном
этапе трагичны.