Сочинение
9 класс. Сочинение "Человек
на войне"
О Великой Отечественной Войне 1941-1945
годов написано немало книг. К теме «человек на войне» обращались
К. Симонов, Б. Васильев, В. Быков, В. Астафьев, В. Распутин, Ю.
Бондарев и многие другие. При этом невозможно не упомянуть, что
эту тему затрагивали и до них, ведь в истории России было немало
войн, и все они нашли отражение в литературных произведениях. Война
1812 года - в романе Л. Н. Толстого Война и мире, первая мировая
и гражданская война - в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Причем для
двух этих авторов характерен своеобразный подход к теме «человек
на войне». Толстой рассматривает, в основном, психологическую сторону
явления, причем как с точки зрения русского солдата, таки со стороны
противника. Шолохов же и вовсе дает изображение гражданской войны
глазами белогвардейцев, то есть, по сути дела, врагов.
Но обычно тема «человек на войне» подразумевает именно Великую отечественную
Войну. Одно из первых произведений о второй мировой войне, приходящее
на ум, - поэма «Василий Теркин» А. Т. Твардовского. Герой поэмы
- простой русский солдат. Его образ - это воплощение всех солдат,
всех их качеств и свойств характера. Поэма представляет собой ряд
зарисовок: Теркин в бою, Теркин в рукопашной схватке с немецким
солдатом, Теркин в госпитале, Теркин на отдыхе. Все это складывается
в единую картину фронтового быта. Теркин, будучи «простым парнем»,
тем не менее, совершает подвиги, но не ради славы и почестей, а
ради исполнения своего долга. Наделяя Теркина многими располагающими
к себе чертами русского национального характера, Твардовский подчеркивает,
что этот человек - лишь отражение народа. Не Теркин совершает подвиги,
а весь народ.
Если Твардовский разворачивает перед нами широкую картину войны,
то Юрий Бондарев, например, в своих повестях (Батальоны просят огня,
«Последние залпы») ограничивается описанием одного боя и очень короткого
промежутка времени. При этом бай сам по себе не имеет особого значения
- это лишь один из неисчислимых боев за очередной населенный пункт.
Об этом сказал все тот же Твардовский:
Пусть тот бой не упомянут
В списке славы золотой.
День придет - еще повстанут
Люди в памяти живой.
Неважно, идет ли бой местного или
общего значения. Важно, как себя в нем проявит человек. Об этом
и пишет Юрий Бондарев. Его герои - это молодые люди, почти мальчики,
попавшие на фронт прямо со школьной скамьи или из студенческой аудитории.
Но война делает человека взрослее, сразу старит его. Вспомним Дмитрия
Новикова - главного героя повести «Последние залпы». Он ведь совсем
молод, молод настолько, что сам стесняется этого, а многие завидуют,
что в столь юном возрасте он добился таких военных успехов: Действительно,
это неестественно быть столь юными иметь такие полномочия: распоряжаться
не только действиями, но и судьбами людей, их жизнью и смертью.
Бондарев и сам говорил о том, что человек на войне оказывается в
положении неестественном, поскольку и война - неестественный способ
разрешения конфликтов. Но, тем не менее, будучи поставлены в такие
условия, герои Бондарева проявляют лучшие человеческие качества:
благородство, смелость, решительность, честность, стойкость. Поэтому
мы испытываем жалость, когда герой «Последних залпов» Новиков умирает,
только что, обретя любовь, почувствовав жизнь. Но писатель как раз
и стремится утвердить мысль, что такими жертвами оплачивается победа.
Очень многие положили свои жизни на то, чтобы День Победы все же
наступил.
А есть писатели, у которых совсем иной подход к теме войны. Например,
у Валентина Распутина. В повести «Живи и помни» именно война движет
развитие сюжета. Но она как будто проходит стороной, лишь косвенно
влияя на судьбы героев. В повести «Живи и помни» мы не встретим
описания боев, как у Твардовского или Бондарева. Здесь затрагивается
иная тема - тема предательства. Действительно, дезертиры существовали
в Великую отечественную Войну, как и в любую другую, и нельзя закрывать
на это глаза. Андрей Гуськов самовольно уходит с фронта, тем самым
навсегда отделяя себя от людей, ведь он предал свой народ, свою
Родину. Да, он остается жить, но жизнь его куплена слишком дорогой
ценой: он уже никогда не сможет открыто, с высоко поднятой головой
войти в дом своих родителей. Он отрезал для себя этот путь. Более
того, он отрезал его для своей жены Настены. Она не может радоваться
Дню Победы с другими жителями Атамановки, ведь ее муж - не герой,
не честный солдат, а дезертир. Вот что гложет Настену и подсказывает
ей последний выход - броситься в Ангару. Женщина на войне - это
еще более неестественно, чем мужчина. Женщина должна быть матерью,
женой, но никак не солдатом. Но, к сожалению, многим женщинам в
Великую отечественную Войну приходилось надевать военную форму и
идти в бой наравне с мужчинами. Об этом говорится в повести Бориса
Васильева «А зори здесь тихие...» Пять девушек, которым надо было
бы учиться в институте, флиртовать, нянчить детей, оказываются лицом
к лицу с врагом. Все пятеро погибают, не все пятеро геройски, но,
тем не менее, то, что они совершили все вместе,- подвиг. Они погибли,
положив свои юные жизни на то, чтобы еще чуть-чуть приблизить победу.
Должна ли быть женщина на войне? Вероятно, да, ведь если женщина
чувствует, что обязана защищать свой дом от врага наравне с мужчинами,
то было бы неправильным ей препятствовать. Такие жертвы жестоки,
но необходимы. В конце концов, не только женщина на войне - неестественное
явление. Неестественен вообще человек на войне.
У всех авторов, затрагивавших тему «человек на войне», есть общая
черта: они стремятся изобразить не подвиги отдельных людей, а всенародный
подвиг. Не героизм отдельного человека восторгает их, а героизм
всех русских людей, вставших на защиту Родины. Конечно, сейчас мы
все с улыбкой смотрим на существовавшую тогда идеологию (а она просвечивает
во всех перечисленных произведениях), но не будь ее, советский народ
вряд ли смог одержать победу над врагом.