Сочинение.
Нравственная проблематика произведений конца XX века. (По повести
В.Г. Распутина "Живи и помни")
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак
Я
выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что
считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных
исканий. Сам автор — глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует
его активная общественная жизнь.
Имя
этого писателя можно встретить в ряду имен борцов не только за нравственное
преображение отечества, но и в ряду борцов за экологию. Это тоже
проблема, связанная с нашей нравственностью. На мой взгляд, нравственные
проблемы с наибольшей остротой поставлены писателем в его повести
«Живи и помни».
Произведение
написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни,
психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную
ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого
конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала
трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей
службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой,
обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в таком течении
событий, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться.
Весть
о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии.
Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты
душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение,
которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем другим
человеком.
В
литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше
силы воли героев, но образ Андрея очень достоверен и убедителен.
Возникает такое ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком.
Незаметно писатель как бы размывает грани между «хорошими» и «плохими»
героями и не судит их однозначно.
Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей
для глубокого анализа нравственного состояния героев, их поступков.
Это особенно мне нравится в творчестве Распутина. Читая повесть,
я сам вместе с его героями то и дело решал, как бы поступил в данной
ситуации.
Итак,
Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать
домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает
под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению,
как щепку, в мутном потоке событий.
Будучи
по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что
каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей
и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять
безвольным человеком.
Обстановка,
окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит
в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор,
там баня — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор
начинает в повести тему оборотничества, которая будет проходить
через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются
с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так
натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.
Андрей
все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым
проявлением садизма. Когда он подстрелил косулю, то не стал ее добивать
вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно
наблюдал, как мучается несчастное животное. «Уже перед самым концом
он приподнял ее и заглянул в глаза — они в ответ расширились… Он
ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно
отразится в глазах». Вид крови как бы определил его дальнейшие действия
и слова. «Скажешь кому — убью. Мне терять нечего», — говорит он
жене.
Андрей
стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес,
в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем.
Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить — значит, живет
в совершенно ином измерении, чем люди.
Но
автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать:
«Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, — чем?» Андрей
не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто
не хочет, боится заглянуть в уголок своей души, где хранится ответ
на него. Поэтому он более склонен искать оправдания своему преступлению.
Он видит свое спасение в будущем ребенке.
У
него мелькает мысль о переломном моменте в его судьбе. Андрей думал,
что рождение ребенка — перст Божий, указующий возврат к нормальной
человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не
родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой
высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все
нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова
Настены: «Живи и помни», — будут до конца дней стучать в его воспаленном
мозгу.
Но
этот призыв: «Живи и помни», я уверен, обращен не только к Андрею,
но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Ведь на глазах
у людей происходят все подобные трагедии, но редко кто отважится
предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь
уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей.
Настена даже подружке своей побоялась сказать, что ничем не замарала
своего человеческого достоинства, а просто она оказалась между двух
огней.
Она
выбирает страшный путь для выхода из своего положения — самоубийство.
Здесь, мне кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей «заразе»,
передающейся, как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в
себе дитя — это двойной грех. Значит, уже страдает третий человек,
пусть еще не рожденный. «Зараза» безнравственности распространяется
и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить
трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению.
Сильное
художественное произведение на тему нравственности, какова повесть
В. Распутина «Живи и помни», — это всегда шаг вперед в духовном
развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием
является преградой для бездуховности. Хорошо, что у нас есть такие
писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет отечеству не утратить
нравственных ценностей.