Сочинение.
Проблема героя времени в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Русская
литература XIX века оказала огромное влияние на общественную российскую
жизнь, являясь практически единственной выразительницей ее социальных
бед и чаяний. Квинтэссенцией общественных проблем, носителем новых
идей и веяний русской жизни становится главный герой литературных
произведений — герой своего времени, он же, как правило, “лишний
человек” своей эпохи.
Литература XIX века представила галерею людей
такого типа, мятущихся, с большим духовным потенциалом, но слабой
жизненной потенцией, рафинированных, рефлектирующих и ничего не
делающих. Бурный XIX век, ломающий столетиями установившийся уклад
российской жизни, богатый на различные политические веяния, рождал
своих “героев”, которые так ими и не становились.
В противовес либерально-демократическому движению
появился художественный образ нигилиста Базарова. Тургеневу, чуткому
ко всему новому, нарождающемуся в общественной жизни России, виделась
фигура бунтарская, исполинская, как бы наполовину выросшая из народа,
этакий интеллектуальный Пугачев.
Кто же все-таки он, новый герой 60-х годов?
Убежденный
материалист до мозга костей, проповедующий новые немецкие истины
отцов русского нигилизма Молемотта и Фогота, отрицающий все и почитающий
отрицание за двигатель общественного прогресса, презревший идеализм
как шелуху уходящего времени, а вместе с ним размягченные идеализмом
и старостью пресловутые “принсипы” отцов, или бунтарь, мятущаяся
душа, жаждущая перемен и чувствующая их приближение, сложная противоречивая
личность, заплутавшая в себе и обстоятельствах, изначально обреченная
на гибель в силу своей незрелости и необозначенности путей дальнейшего
развития.
Большой
и чуткий художник рисует нам не схему, а живого, полнокровного человека
со всеми противоречиями его натуры — характерный продукт своей эпохи.
В поведении Базарова есть та двойственность, которая переходит в
надрыв к финалу романа. И способность любить, и “романтизм”, и семейное
чувство, и умение ценить красоту и поэзию в тургеневском “нигилисте”
скрывается за преувеличенной резкостью и жестокостью нападок на
оппонента. Внутренний конфликт героя особенно ярко прорывается в
его чувстве к изнеженной аристократке Анне Сергеевне Одинцовой.
Базаров, так активно проповедующий отсутствие духовной основы любви,
любые романтические порывы, становится жертвой своих же “принципов”:
“Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось,
чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало
всю его гордость”. Жизнь оказалась сложнее того, что узнал о ней
“физиолог”. Еще в своей статье “Что такое обломовщина” Н. А. Добролюбов
обратил внимание, что все “герои своего времени” в русской литературе
XIX века страдают одним и тем же пороком — неспособностью по-настоящему
любить женщину. Как бы они ее ни боготворили, как ни возвышенны
были бы их чувства к любимому человеку, но стоит женщине достаточно
серьезно отнестись к их чувству, как почитатели высокого демонстрируют
полное фиаско. Великая ответственность пугает наших героев. Правда,
в отношениях Одинцовой и Базарова это чувство “непонятного испуга”
испытывает Анна Сергеевна. Уроки любви привели к кризису в душе
Евгения. Вставшие перед Базаровым вопросы о смысле жизни опровергают
его прежний, упрощенный взгляд на человека. Бессмертный вопрос о
неповторимой ценности каждой человеческой личности влечет за собой
критику самой идеи прогресса.
Бесконечные
и непростые мысли возникают в голове Базарова, и эти “проклятые”
вопросы делают его человечнее и душевно богаче. В нем просыпается
“пресловутый” романтизм. Воистину поэтично звучат его последние
слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Так
“нигилист” Базаров прощается с бренной жизнью. Цветы на его могиле
призывают нас к “вечному примирению и к жизни бесконечной”, к вере
во всесилие святей преданной любви.
Своим романом
в ту непростую пору С. Тургенев пытался примирить два враждующих
лагеря — либералов и демократов. Ему этого не удалось. “Отцы и дети”
еще более углубили пропасть. И только время выявило всю пророческую
мудрость и удивительную интуицию автора. Роман, написанный на злобу
дня, стал непреходящей ценностью русской литературы.