Сочинение.
"Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием
людей..." (Ф.М. Достоевский) (По книге И.Э. Бабеля "Конармия")
Революция
1917 года в России завершила идейную борьбу в начале XX века. Победило
материалистическое миропонимание с его установкой, что человек должен
сам творить свою новую жизнь, разрушив старый уклад до основания
и отодвинув в сторону целесообразные законы эволюции. Русский философ
Иван Ильин писал о революции: «Она была безумием, и притом разрушительным
безумием… что она учинила с русским образованием… с русской семьею,
с чувством чести и собственного достоинства, с русской добротой
и с патриотизмом». Революция разделила людей по идейной направленности,
приведя Россию к Гражданской войне. Гражданская война стала живой
иллюстрацией страшного пророчества евангелиста Матфея: «…И друг
друга будут предавать, и возненавидят друг друга». И наступит время,
о котором пророчествовал Ф.М. Достоевский: «Я не хочу и не могу
верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».
Одним
из летописцев этих страшных лет стал Исаак Эммануилович Бабель (1894–1941)
и его обличительная книга «Конармия».
Композиционно
«Конармия» — сборник, состоящий из 36 новелл, связанных общей темой
— Гражданской войной и общим героем. Таким героем стал красноармеец
Лютов, работник штаба дивизии, участник боев, наблюдатель и судья
кровавых событий. Лютов — человек образованный, он говорит по-французски,
изучал латынь на юридическом факультете, знаком с европейской культурой,
гуманист, безуспешно пытающийся разобраться в происходящем. Ведь
Лютов вполне сознательно оказался среди красных казаков, будучи
уверен, что война осуществит интернационал добрых людей. Но действительность
разбивает его уверенность. Как и все классические летописцы, Лютов
не комментирует происходящее, как он сам сообщает, «не приукрашивая,
и передаю дословно, в согласии с истиной». В «согласии с истиной»
в новелле «Письмо» Лютов воспроизводит письмо мальчика — красноармейца
Курдюкова. Воспроизводит со страшной достоверностью, начинающейся
словами: «Каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и безо всякой одежды,
так что даже холодно» до слов, воспроизводящих истинную сущность
Гражданской войны, поделивших людей на красных и белых. Эта бесчеловечная
линия раздела прошла и через семью Курдюковых: отец остался на стороне
белых, а сыновья перешли на сторону красных. И когда Федор Курдюков
попал в плен к отцу, то «папаша начали Федю резать, говоря — шкура,
собака красная, …и резали до темноты…». Васе Курдюкову пришлось
быть свидетелем и другой жуткой казни, когда уже один из братьев
— Сенька — мстил отцу за смерть брата.
— Хорошо вам, папаша,
в моих руках?
— Нет, — сказал папаша, — худо мне.
Какие
еще комментарии нужны, если люди поставлены в условия, при которых
сын убивает отца, а отец — сына. Рассказ завершается описанием старой
семейной фотографии, как было, пока не пришла в их жизнь Гражданская
война. А был Тимофей Курдюков, плечистый, с расчесанной бородой,
а рядом с ним крохотная крестьянка с застенчивыми чертами лица,
и стояли около родителей их сыновья — Федор и Семен.
«Летопись
будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца», —
написал Лютов в новелле «Путь в Броды». «Разлетается жизнь, я на
большой непрекращающейся панихиде», — именно так видит Лютов окружающий
мир. Он видел, что человеческая жизнь в революции обесценена. И
Лютов оказался именно таким рефлексирующим и образованным героем,
чтобы в его миропонимании наиболее достоверно совместились два взгляда
на кровавые события: критический с позиции культуры, и простой,
бесхитростный, тех, кто убивал, грабил.
«Красный»
генерал из крестьян Матвей Павличенко, не зная грамоты, сочиняет
письмо якобы от Ленина: «Именем… народа и для основания будущей
светлой жизни приказываю Павличенко, Матвею Романовичу, лишать разных
людей жизни согласно его усмотрению». Так примитивный служака Павличенко
понимает приказ большевиков: убивать всех, кто контра. Рассказывая
о Павличенко, Лютов не может не понимать, что дурные и зверские
инстинкты, дремлющие в человеке, оживают сразу, как только будет
услышан клич: «Кто не с нами, тот против нас». Постепенно Лютов
приходит к пониманию, что «революция — это хорошее дело для хороших
людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые
люди». Вот для того, чтобы раз и навсегда понять суть происходящего
и освободиться от ложных иллюзий, Лютову понадобилось быть в гуще
событий. При этом сохраняя в себе лучшие человеческие качества:
любовь, дружбу, честность, доказывая верность слов Ф.М. Достоевского:
«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием
людей…»