Сочинение.
"Сильные люди всегда просты" (Л.Н. Толстой). (По роману
М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Безусловно,
прав был Л.Н. Толстой, когда говорил, что «сильные люди всегда правы».
И с этим нельзя не согласиться, тем более что в русской литературе
XX века много тому примеров: это и герои, отличившиеся в годы Великой
Отечественной войны, и скромные труженики, поражающие силой своего
духа и верой в идеалы. Но, разумеется, самым сильным человеком,
и при этом очень простым, можно считать одного из главных героев
романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1940) — Иешуа Го-Ноцри.
Кто, как не Иисус Христос, является олицетворением силы и простоты?
В
романе «Мастер и Маргарита» образ Иисуса Христа возникает на первых
страницах в разговоре двух собеседников на Патриарших прудах. Оказалось,
что у молодого поэта Ивана Бездомного Иисус получился совершенно
живой, а ведь ему надо было доказать, что его не существовало вовсе,
«что все рассказы о нем простые выдумки, самый обыкновенный миф».
Именно мифу Булгаков и противопоставил своего героя, сделав его
живым и человечным. Несмотря на то что в романе образу Иешуа отведены
только две главы: вторая и шестнадцатая, он не только центральный
персонаж, но и духовный спаситель как Мастера, так и Маргариты.
При этом булгаковский Иешуа сильно отличается от евангелистского
Христа.
Одинокий бродячий философ, человек лет двадцати семи, а не тридцати
трех, сириец, а не иудей. Он говорит Пилату, что у него нет родных
и последователей, принявших его учение: «Я один в мире», — признается
Иешуа. Простодушный, мягкий, искренний, он предельно человечен и
мудр: он знает арамийский и греческий, владеет латынью, ему знакома
медицина, и он прекрасный психолог. И при этом он обычный человек.
Как и все, он чувствует боль и боится ее, но стоически переносит,
если речь заходит о вере.
Особенность
Иешуа заложена в его миропонимании: «Злых людей нет на свете». Иешуа
— мыслитель, в представлении которого «всякая власть является насилием
над людьми» и потому ей нет места в «царстве истины и справедливости»,
куда человек рано или поздно должен перейти. У Иешуа есть своя истина,
и она в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «…согласись,
что перерезать волосок», на котором висит жизнь, «уж наверное может
лишь тот, кто подвесил». Он идет к людям со своими убеждениями,
и это дело всей его жизни.
Иешуа
настолько необычен при своей простоте, что даже прокуратор Понтий
Пилат не только с явным удовольствием беседует с ним, но и хотел
бы оставить его при себе. Ведь Иешуа верно заметил, что «беда в
том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей…
Твоя жизнь скудна, игемон». Однако жизнь не только скудна, она еще
и жестока, и люди, имеющие власть, боятся ее потерять. В душе булгаковского
Пилата борются два начала: человеческого и палача. В этой борьбе
раскрывается традиция человека, облеченного властью и имеющего реальную
силу защитить того, в ком «состава преступления не нашел». Да, в
глубине души Пилату все же жаль Иешуа, и он предлагает Иешуа некий
компромисс, всего лишь отказаться от характеристики великого кесаря.
Однако там, где свобода покупается ложью, не может быть истины.
В этом вопросе Иешуа проявляет непреклонную волю и не может лгать:
«Бог один, в него я верю».
Сильный
и удивительно простой человек, готовый за свою веру принять смерть
вместе с разбойниками, Иешуа одерживает победу над всесильным Пилатом:
«Не будет тебе… отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему… пожалеешь,
что послал на смерть философа с его мирной проповедью».
Да,
сила Иешуа в простоте его учения. Не случайно, даже после смерти
Иешуа продолжает с Понтием Пилатом начатый спор. Перед смертью он
просит передать Пилату несколько слов, их и повторит прокуратору
Иудеи Афраний, начальник тайной службы: «…Единственное, что он сказал,
это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает
трусость». Именно в этот момент Пилат и осознал себя участником
преступления, отступившись от Бога и истины, он погиб как личность.
В
одной из критических работ, посвященных «Мастеру и Маргарите», исследователь
Лазаренко Т.П. отметила, что «булгаковская мысль бескомпромиссна:
для тоталитарного режима опаснее всех уголовников, убийц, казнокрадов
всегда будет философ, поэт, бессребреник, противопоставляющий этому
режиму царство вечной истины. Но, расправившись с такими, как Иешуа,
государство погружается во тьму бездуховности».
«Сильные
люди всегда просты», — сказал Толстой. Таким и должен быть Настоящий
Человек, не сделавший никому в жизни ни малейшего зла, научивший
нас быть стойкими в своих убеждениях, и никогда не быть трусами,
так как «трусость — самый страшный порок».