Сочинение.
"Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека,
это для него сделаться собой..." (В.Г. Белинский). (По рассказу
М. Горького "Коновалов")
«Узнать
свое место» в жизни хочется каждому человеку независимо от его пола,
социального положения, национальности, эпохи. Многие писатели были
заинтересованы этой темой и в своих произведениях показывали таких
людей, людей, которые не могут «найти свою дорогу», не могут «сделаться
собой». Таков, например, Коновалов из одноименного рассказа Максима
Горького.
«Коновалов»
— одно из ранних произведений М. Горького. Рассказ был написан в
1896 году, когда в творчестве писателя большое место занимала тема
босячества. В девяностые годы XIX века увеличилось количество безработных,
обреченных на голод и нищету людей. Многие писатели обратили внимание
на это явление. Они изображали безработных как слабых существ, дошедших
до последней стадии падения. Совсем по-другому взглянул на босяков
Горький. В них он увидел сильных духом людей, которым просто стало
тесно и душно в условиях спокойной, размеренной жизни и которые
ушли в трущобы или отправились странствовать, открывая для себя
новые города и заводя новые знакомства. Благодаря Горькому ранее
презираемые «голоштанники» приобрели необычайную популярность. Теперь
их стали называть «горьковскими типами». Чем же так заинтересовали
персонажи Горького? Во-первых, босяки в его произведениях — люди
беспокойные, «выламывающиеся» из нормальной жизни, постоянно ищущие
свое место, но не могущие его найти. Во-вторых, каждый персонаж
Горького имеет свой индивидуальный характер, отличается от остальных
чем-то особенным и запоминающимся. В-третьих, в произведениях писателя
присутствует герой-рассказчик, который общается с босяками и высказывает
свое мнение о них.
В
«Коновалове» рассказчик во многом схож с автором произведения. Его
так же зовут Максим, он так же, как и Горький, работал в 1885–1886
годах помощником в пекарне. Там повествователь и знакомится с Коноваловым,
бродягой, пьяницей, но в то же время добрым и порядочным человеком.
Вся беда Коновалова, по его собственным словам, в том, что он не
может найти опоры в жизни, некой «штуки», которая помогла бы ему
жить. «…Я, например, — что такое?» — спрашивал себя Коновалов. Но
тут же сам отвечает: «Босяк, галах, пьяница и тронутый человек.
Жизнь у меня без всякого оправдания. Зачем я живу на земле и кому
я на ней нужен, ежели посмотреть? Ни угла своего, ни жены, ни детей,
и ни до чего этого даже и охоты нет. Живу, тоскую…Зачем? Неизвестно.
Внутреннего пути у меня нет (…). Этакой искорки в душе нет… силы,
что ли? Ну нет во мне одной штуки — и все тут! (…) Вот я и живу
и эту штуку ищу и тоскую по ней, а что она такое есть — это мне
неизвестно…» По словам Коновалова, никто, кроме него, не виноват
в том, что он пьет: ни среда, ни правительство, ни какие-либо другие
внешние обстоятельства. «Кто виноват, что я пью? Павелка, брат мой,
не пьет — в Перми у него своя пекарня. А я вот работаю лучше его
— однако бродяга и пьяница, и больше нет мне ни звания, ни доли…
А ведь мы одной матери дети! Он еще моложе меня. Выходит — во мне
самом что-то неладно…» Коновалов считал, что человек может только
в том случае устоять на ногах, если он нашел свою точку опоры. «Найди
свою точку и упрись!» — отвечает он Максиму на вопрос, как не скатиться
на дно жизни и не потерять себя. Но эту самую точку Коновалов никак
не может найти. Поэтому он и тоскует, и пьет, и не может долго усидеть
на одном месте. По натуре он очень добрый человек. Это видно по
тому, как он заботится о проститутке Капитолине, пытаясь вернуть
ее к нормальной жизни, по тому, как он переживает за литературных
персонажей, плача и рвя на себе волосы. Но несмотря на его доброту,
на любовь к людям, Коновалов ни к кому не привязывается, не имеет
друзей и не желает заводить семью. Коновалов нарисован Горьким как
русский богатырь: сильный, ловкий, «настоящий славянин». Но несмотря
на это, в душе он слабый и ранимый человек. Коновалов заканчивает
жизнь самоубийством, так и не найдя своей «тропы», не найдя своей
«точки опоры».
Рассказчик
в конце повествования пишет: «Я думал, что Коновалов изменился от
бродячей жизни, что наросты тоски (…) слетели с него (…), но тон
его последней фразы восстановил передо мной приятеля все тем же
ищущим своей «точки» человеком, каким я его знал. Все та же ржавчина
недоумения пред жизнью и яд дум о ней разъедали могучую фигуру,
рожденную, к ее несчастью, с чутким сердцем. Таких «задумавшихся»
людей много в русской жизни, и все они более несчастны, чем кто-либо,
потому что тяжесть их дум увеличена слепотой их ума (…)». По словам
Максима, в России много таких людей, как Коновалов, несчастных оттого,
что они не могут найти себе место в жизни. Так есть ли выход из
такого положения? Горький не отвечает нам на этот вопрос, так как
завершает свой рассказ печально. Капитолина, не найдя своей опоры,
вернулась к прежней работе, став проституткой и пьяницей. Коновалов
— повесился. Но ясно одно, что человек всегда будет несчастлив,
не узнав своего предназначения и не найдя своего места в жизни.