Сочинение.
"То, что у нас зовётся искусством, в сущности, не что иное,
как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все"
(В.В. Набоков). (По роману А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ")
Имя
А. И. Солженицына у многих из нас ассоциируется с названием произведения,
которое открыло правду о событиях, которые имели место в нашем государстве
во время правления великого тирана, который увековечил себя и дела
свои в шестидесяти шести миллионах убитых и замученных (именно такую
цифру называет Солженицын) и навсегда остался самой загадочной и
жестокой персоной, когда-либо стоявшей у власти на Руси. «Архипелаг
ГУЛАГ» — произведение не только о тюрьмах и лагерях, это еще и глубочайший
анализ периода в истории государства Российского, который позднее
получил название «эпохи культа личности».
Основной
темой «Архипелага» я бы назвал правду. Правду о том, что творилось
в Советском Союзе в тридцатые и сороковые годы. В преамбуле своего
повествования Солженицын так и говорит: «В этой книге нет ни вымышленных
событий, ни вымышленных лиц. Люди и места названы их собственными
именами. Если названы инициалами, то по соображениям личным. Если
не названы вовсе, то лишь потому, что память людская не сохранила
имен, — а все было именно так». Солженицын пишет саму жизнь, и она
предстает перед нами во всей ее наготе, в мельчайших подробностях.
Она балансирует на грани смерти. Личность человека, его достоинство,
воля, мысль растворяется в элементарных физиологических потребностях
организма, находящегося на грани земного существования. Солженицын
срывает пелену лжи, которая застилала глаза многим, в том числе
и самой сознательной части нашего общества — интеллигенции.
Интересен тот факт, что в своем повествовании Солженицын не выводит
героя, а как бы обобщает в своем исследовании миллионы реальных
судеб, характеров. Автор воссоздает общую психологию обитателя тоталитарного
государства. За дверями — террор, и уже понеслись неудержимые потоки
в лагеря, «схватывались люди ни в чем не виновные, а потому не подготовленные
ни к какому сопротивлению. Создавалось впечатление… что от ГПУ-НКВД
убежать невозможно. Что и требовалось. Мирная овца волку по зубам».
Среди
факторов, которые сделали возможным весь тот ужас, Солженицын указывает
на «отсутствие гражданской доблести» у русского человека. Эта извечная
покорность, которая воспитывалась в — русском мужике веками крепостного
права, и дала возможность для культа личности. Органы также были
сильны тем, что сделали ставку на самое сильное в человеке — природные
инстинкты. Подросток, чье взросление было не простым процессом,
который имел проблемы с противоположным полом, кто ощущал себя слабым,
— вот идеальный кандидат в следователи ГПУ. Нет более жестокого
человека, чем человек слабый, получивший власть над телами и судьбами
других людей. Органы культивировали все самое низменное в человеке.
Зверь в чекисте не был ограничен какими-либо рамками. С людьми эти
индивидуумы не имели ничего общего. Ибо то, что отличает человека
от зверя, в органах не очень ценилось. Плюс стройная социалистическая
теория. Плюс власть блатных в лагерях. И результат — чудовищный
по своим масштабам геноцид против русского народа, который уничтожил
лучшую его часть и последствия которого будут заметны еще несколько
веков (во время Отечественной войны 1812 года французов называли
«басурманами» — как же сильны были предания о татаро-монгольском
иге).
В
художественном плане «Архипелаг ГУЛАГ» также весьма интересен. Сам
автор называет свой труд «опытом художественного исследования».
При строгой документальности это вполне художественное произведение,
в котором наряду с известными и безвестными, но одинаково реальными
узниками режима действует еще одно фантасмагорическое лицо — сам
Архипелаг, по «трубам» которого «перетекают» с острова на остров
люди, переваренные чудовищной тоталитарной машиной.
«Архипелаг
ГУЛАГ, оставляет неизгладимое впечатление. Размышлять о его значении
как о «еще одном гвозде в крышку гроба коммунизма советского образца»
можно долго, но я считаю, что главная ценность «Архипелага» в воспитании
той самой «гражданской доблести», носителем которой является сам
автор, который до глубокой старости сохранил способность видеть
суть вещей, за что он и страдает до сих пор (новая власть, разглядев
в Солженицыне «вечного борца», задвинула его, закрыла его передачу
на телевидении). Но мы, знающие правду, донесем ее до других.