Сочинение.
Роль любовной интриги в произведениях
И.С. Тургенева
Любовная
интрига составляет основу большинства произведений в русской классической
литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое
значение они имели в творчестве Тургенева.
Шесть романов писателя и повесть “Вешние воды”
по типу любовной интриги можно разделить на две группы. К первой
относятся романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Новь”,
“Отцы и дети”; ко второй — “Дым” и “Вешние воды”.
В романах, относящихся к первой группе, Тургенева
интересовали не столько личные отношения героев, сколько их общественные
взгляды. Этой теме и подчиняется любовная интрига. Она основана
на системе “треугольников”, обеспечивающих ситуацию выбора: Рудин
— Наталья — Волынцев, Лаврецкий — Лиза — Паншин, Инсаров — Елена
— Берсенев, Шубин, Курнатовский, Нежданов — Марианна — Калломийцев
(Соломин). В ходе развития любовной интриги проверяется состоятельность
или несостоятельность героя, его право на счастье. Центром “треугольника”
является женщина (тургеневская девушка). В образах главных героинь
представлены три последовательные ступени вовлечения русской женщины
50 — 70-х годов в общественную жизнь: Наталья и Лиза, еще только
стремящиеся к общественной деятельности, Елена, уже нашедшая себе
полезное дело, но пока что на чужбине, и Марианна, участница русского
революционного движения, окончательно определившая цель своей жизни.
Наталья воспитывалась матерью и немного получила
от ее салонных бесед, французских романов и гувернанток. Елена “сперва
обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим”.
Марианна же вообще росла не с родителями. Наталья “с первого взгляда
могла не понравиться”. Тургенев не наделяет ее (как и впоследствии
Елену и Марианну) физической красотой. Марианна казалось “почти
дурнушкой”, Елена и Марианна готовы были “голову сложить” за всех
притесненных, бедных и жалких. Знакомство с теми, кто являлись главными
героями романов, становилось для девушек окном в незнакомый мир
(для Натальи и Елены) или возможностью найти свои идеалы (для Лизы
и Марианны). И Рудин, и Лаврецкий, и Инсаров, и Нежданов являлись,
по сути, их наставниками.
Наталья в речах Рудина находила ответы на мучившие
ее вопросы. Для нее он был подвижником, за которым девушка готова
безоглядно идти на любые жертвы. Наталья еще не стремится к “полезной
деятельности”, однако ищет достойного, сильного человека, поступки
которого не расходились бы с его убеждениями. Разочарование возвращает
ее в привычную среду, о чем свидетельствует брак с Волынцевым.
Юную Калитину с самого детства покоряла самоотверженность
отшельников, их готовность пострадать за чужие грехи, Лаврецкий
рассуждает о том, что они с Лизой пошли бы к “прекрасной цели” —
“пахать землю”. Он понял, что “любят и не любят они одно и то же”.
Невозможность счастья не дает Лизе, в отличие от Натальи, вернуться
в свою среду. Она порывает с прошлым, уходя в монастырь.
“Восторженная республиканка” (так называет Елену
отец), сознательно ищет себе опору в жизни, она сравнивает, сопоставляет
людей, присматриваясь к Шубину, Берсеневу, и останавливает выбор
на Инсарове, так как он вполне отвечает ее представлению о том,
каким должен быть муж, товарищ в совместном большом общественном
деле. Так же, как и Лиза, Инсаров и Елена не могут избавиться от
ощущения непростительности своего счастья. Гибель Инсарова, несмотря
на то, что он более цельная и деятельная натура, чем Рудин и Лаврецкий,
“уравнивает” положение Елены и двух первых героинь. Она, как и Лиза,
не возвращается в свою среду, но ее цель — не монастырь, а борьба,
хотя будущее окутано неизвестностью.
Марианну никто не вел за собою, никто на нее
не влиял. Горькие обстоятельства ее семейной жизни, унизительное
положение в доме Сипягиных открыли ей глаза на положение всех униженных
и обездоленных, и она ухватилась за Нежданова как единомышленника,
честного человека, уже принимающего участие в борьбе. Впрочем, еще
более говорило в его пользу то, что девушка почувствовала в нем
одного из тех несчастных, кому необходимо помочь: “Мы оба одинаково
несчастливы; вот что нас связывает”. Поэтому сколько бы слабости
он ни выказывал, героиня готова была преданно служить ему. И все-таки
для деятельности ей требовалась гораздо более стойкая опора, а не
тот, кто говорит: “Марианна, я обязан сказать тебе, что я не верю
больше в то дело, которое нас соединило”. Нежданов признается, что
в их сближении личное чувство играло второстепенную роль, соединились
же они во имя дела. Марианна, столкнувшись с несостоятельностью
своего избранника, связывает судьбу с Соломиным. В отличие от трех
других героинь, она нашла выход, позволяющий обрести “новую, осознанно
счастливую жизнь”.
Любовная интрига в этом романе наиболее социальна
и рациональна. Во время первого признания в любви, замечает автор,
“они даже не поцеловались — это было бы пошло и почему-то жутко”.
Итак, в романах “Рудин”, “Дворянское гнездо”,
“Накануне” и “Новь” героини влюбляются скорее в идеи, чем в их носителей.
Наибольшей функциональности любовная интрига
достигает в романе “Отцы и дети”, когда испытываются нигилистические
идеалы Аркадия и Базарова. В отличие от других романов первой группы,
здесь не одна, а две любовные истории. Кроме того, их завязка происходит
только в середине романа.
История Аркадия — очень типична для дворянской
молодежи 60-х годов, временно попавшей под влияние революционно-демократической
идеологии. Поверхностное увлечение Кирсанова нигилизмом Тургенев
разоблачает в сценах, происходящих в усадьбе Одинцовой. Катя заявляет
Аркадию, что она его “переделает”. Действительно, проходит несколько
месяцев и при содействии Кати у Аркадия от нигилизма ничего не остается:
“Я уже не тот заносчивый мальчик, каким сюда приехал... До сих пор
я не понимал себя, я задавал себя задачи, которые мне не по силам...
Глаза мои недавно раскрылись благодаря одному чувству...” Желая
показать нежизнеспособность взглядов Базарова, Тургенев во второй
части романа “переносит” своего героя в новую обстановку, в новые
условия, где ему приходится действовать в полном противоречии со
своими убеждениями. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви,
Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному
положению и по характеру, причем охвачен настолько, что начинает
сам злиться на себя.
Идейно-художественный замысел произведений “Дым”
и “Вешние воды” определил своеобразие положенных в их основу конфликтов
и взаимоотношений героев. Если в предыдущих романах центром “любовного
треугольника” являлась женщина, то в этих произведениях — мужчина
(Ирина — Литвинов — Татьяна, госпожа Полозова — Санин — Джемма).
Главным для писателя становится исследование иррациональной природы
чувства.
В произведениях не сказано ни слова относительно
того, каковы были общественные взгляды Литвинова и Санина и тем
более общественная деятельность. Тургенев даже подчеркивает аполитизм
героев. Так, в “Вешних водах” он прямо говорит об отсутствии у Санина
общественных интересов: “Тревожные чувства, обуревавшие лучшей частью
тогдашней молодежи, были ему мало известны”.
Конфликт, на котором строятся эти произведения,
— противопоставление слабого духом героя (Литвинова и Санина) и
сильной, властной героини (Ирины и г-жи Полозовой). Перед Литвиновым
и Саниным стоит проблема выбора: или напряжение, или Таня и Джемма,
которые несут своей любовью спокойствие, уверенность, умиротворение.
У Ирины огненная, ненасытная душа. С юных лет
ею движут сильные чувства, и хорошие и дурные. Встреча с Литвиновым
в Баден-Бадене воскресила в ней единственно настоящую любовь. Но
прошедшие годы наложили неизгладимый отпечаток. В душевном холоде
остывает и ее собственное, вначале как будто пылкое, чувстве”. Герой
романа Литвинов не столь цельный и самобытный, как Рудин, Базаров,
Инсаров; это не деятельная, а страдающая фигура. “Ангел-хранитель”
Татьяна спасает жалкую жертву “роковых страстей”.
Тема “чада”переходит и в повесть “Вешние воды”,
где Тургенев показывает пошлость, которая засасывает. Санин — человек
благородный, пылкий, отважный, готовый жертвовать собой, если речь
идет о деле чести. Но все это оказывается зыбким. Достаточно ему
попасть в чадную атмосферу, как слепая, нелепая страсть стирает
все — и истинную любовь и благородство: “Ему следовало отдохнуть
от этого чада, который забрался ему в голову, в душу — этого негаданного,
непрошенного сближения с женщиной, столь чуждой ему”. Утрата Джеммы
привела Санина к горькой утрате радостного сознания осмысленного
бытия.
Философия чувств у Тургенева противопоставляет
иллюзорную любовь-страсть истинному чувству. Композиция этих произведений
ведет к решительному утверждению величия подлинной любви, к пониманию
того, что настоящее чувство вечно.