Сочинение.
"Проза любви" в лирике Н.А. Некрасова
Нисколько
не умаляя общественного значения стихотворений Некрасова, которые
внесли в русскую лирику “рыдающие звуки” и заставили содрогнуться
при виде страданий народных, нельзя не сказать о произведениях,
где поэт исследует тонкие движения человеческой души, изображает
“жизнь сердца”, проникает в сокровенные уголки внутреннего мира
людей.
О “страницах любви” у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить
их в гражданской лирике.
Объектом внимания поэта становится “проза в любви”
с ее постоянными размолвками, ссорами и взаимными упреками. И здесь
художник остается верным правде жизни.
В стихотворении “Мы с тобой бестолковые люди...”
Н. Некрасов учит нас видеть светлое начало даже в самых горьких
событиях. Ведь ссора перестает быть страшной, когда ты знаешь, что
за ней последует “возвращенье любви и участья”.
Мастерство поэта заключалось в том, что он создал
в любовной лирике два характера: лирического героя и лирической
героини. Лирическая героиня — личность незаурядная, сильная, наделенная
глубоким умом. Она подруга и единомышленница, способная поддержать
в трудную минуту, принять важное решение, найти выход из сложных
обстоятельств (“Ты всегда хороша несравненно...”).
Для того чтобы представить себе лирического героя,
откроем стихотворение “Застенчивость”. В нем запечатлено одно из
нелегких душевных состояний, которое переживает чем-либо смущенный
или угнетенный человек. Лирический герой умен, наблюдателен, тонок,
но жизнь не поддержала его надежд и он утратил веру в будущее.
Важным является то, что герой сам пытается понять,
каковы асе причины его “бесталанной долюшки слезной”, его “сознанья
бессилья обидного”, и находит ответ: “Придавила меня бедность грозная”.
Н. Некрасов психологически точно передает переживания человека,
готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней чувствующего
на ногах “гири железные”.
Окружающая действительность может быть сурова
не только по отношению к затаенной любви, но и к той, которая уже
стала реальностью. В стихотворении “Тяжелый год — сломил меня недуг...”
мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда — счастье
— борьба — “жизнь без счастья” — враг — друг — любимая. Героиня
была самым надежным оплотом, но все-таки “не пощадила”. Причина
этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах,
в общей несчастливости жизни. Поэт не обвиняет, а оправдывает свою
избранницу:
Истерзана, озлоблена
борьбой...
Страдалица! Стоишь передо мной...
В
любви, по Н. Некрасову, нет и не может быть застылости и однообразия.
Вспомним стихотворение “Да, наша жизнь текла мятежно...” Оно увлекает
и силой выраженного в нем чувства, и видением этапов любви, и найденной
художником формой выражения этого чувства.
Самые первые строки — своеобразный конспект повести
или романа, открывающие напряженность, динамизм отношений любви,
их зависимость от воздействия мира: “Да, наша жизнь текла мятежно,
полна тревог, полна утрат”.
Любящие расстались на время. Их жизнь в разлуке изображается как
терпеливое ожидание новой встречи:
Но с той поры,
как все кругом меня пустынно,
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Постепенно
в воспоминаниях герой возвращается к началу любви. Для него очевидно,
что нарастание чувства сопровождается усилением сомнений.
Главенствующая роль в союзе двух сердец принадлежит вере. Не случайно
слово “вера” или производные от него повторяются в тексте так часто:
Как ты хотела верить
мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
Динамику
чувства Н. Некрасов соединяет с диалектикой жизни. Так поэт помогает
нам открыть в изменчивых формах бытия незыблемые ценности. Одна
из них — любовь, творящая, возводящая свои вершины, делающая каждый
день счастливым.
Н. Некрасов показывает нам самые разные этапы
любовного чувства, объединяя их подчас в одном произведении. Так
происходит в стихотворении “Давно отвергнутый тобой...”. Вначале
лирический герой предстает перед нами отчаявшимся, готовым к самоубийству,
но затем возвращается счастье взаимности, а с ней и полнота жизни.
Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все вокруг
утратило привлекательности. Человеческие чувства не защищены от
вторжения враждебного мира. Непредсказуемость судьбы создает ощущение
трагизма.
В изумительной лирической миниатюре “Прости”,
по форме напоминающей заклинание (благодаря анафорическому повтору
слова “не помни”), прослеживается зависимость любви от хода жизни:
Прости! Не помни
дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, —
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Герой
наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым.
Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной.
Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности
к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва.
Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет
права сходить с пьедестала, на которой возвела его любовь. Благородством
сердца измеряется и апогей и закат чувства. Поэтому последние строки
звучат как завещание:
Но дни, когда любви
светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, —
Благослови и не забудь!
“Любви
светило” наделяется свойствами живого существа: оно “ласково всходило”,
согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на возможность преодолеть
все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными.
Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения,
нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов внес в русскую
литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца.