Сочинение
10 класс. «Отцы» и «дети» в пьесе А. Н. Островского «Свои люди -
сочтемся»
Пьеса Островского “Свои люди — сочтемся”
очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим
ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями.
Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны,
упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального
внимания.
Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен
своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его
качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна,
представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого
образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена
Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем
не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную
действительность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами.
Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, на редкость забавна. Она
дурно воспитана, необразованна, даже не умеет как следует танцевать.
Но вместе с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного
жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти
замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за
которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен,
у него нет ни малейшей благодарности к купцу Вольтову, которому
Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего
ценит свою собственную персону. И в результате добивается того,
что для него так важно.
Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого
быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха Устинья Наумовна, и стряпчий
Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка,
который служил в доме Большовых. Все герои пьесы одинаково примитивны,
в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному
и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных,
повседневных нужд.
Интересны отношения “отцов” и “детей” в данной пьесе. В самом начале
произведения читатель получает возможность понаблюдать за ссорой
между Липочкой и ее матерью. В дочери не заметно ни •малейшего почтения.
Липочка просто и откровенно заявляет: “Вас на то и бог создал, чтобы
жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны!”
Липочка твердо уверена, что она намного воспитаннее и образованнее,
чем мать. Конечно, такие заявления со стороны кажутся особенно смешными.
Липочка высокомерно говорит: “...вы и сами-то, признаться сказать,
ничему не воспитаны”. И тут же она с гордостью хвастается: “А выросла
да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других
образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям!”
Во время ссоры Липочки с матерью они обмениваются нелестными друг
для друга характеристиками. Потом, правда, мирятся. В результате
Аграфена Кондратьевна обещает купить браслеты с изумрудами. И на
этом между ними воцаряется полное согласие. О чем может свидетельствовать
такая сцена? Липочка совершенно лишена такого качества, как уважение
к старшим. Она равнодушна к своим матери и отцу. Липочка думает
только о себе. Она мелочна и глупа Липочка полностью соответствует
семейной атмосфере, которая изображена в данной пьесе.
“Отцы” относятся к своим “детям” также с полнейшим равнодушием.
Для купца Большова дочь — только средство для увеличения капитала.
Первоначально он намеревается выдать дочь замуж за богатого человека.
А потом, когда на ум купцу приходит денежная авантюра, которая позволит
ему выглядеть в глазах всех вокруг банкротом, оставаясь при этом
на самом деле состоятельным человеком, женихом Липочки становится
Подхалюзин.
По отношению к дочери купец большое кажется настоящим самодуром.
Он держит Липочку взаперти, затем выдает ее замуж исключительно
по своему усмотрению. большое уверенно заявляет относительно своей
дочери: “За кого велю, за того и пойдет, мое детище: хочу с кашей
ем, хочу масло пахтаю”. Такое отношение к дочери впоследствии дает
свои результаты. Липочка становится женой Подхалюзина, благодаря
этому вырывается из-под власти своего отца. И уже не желает проявлять
к пожилому отцу ни жалости, ни сострадания. большое обращается к
Подхалюзину и к Липочке: “Выручайте, детушки, выручайте!”. И в ответ
слышит уверения: “Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем
остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь”. При этом Липочка упрекает
отца: “Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — света не видала.
Что ж, мне прикажете отдать вам деньги, да самой опять в ситцевых
платьях ходить?”
Такие высказывания “детей” говорят сами за себя. Подхалюзин и его
жена не желают выручить своего отца из долговой ямы, они совершенно
равнодушны к тому факту, что пожилой человек находится в столь плачевном
положении.
В пьесе “Свои люди — сочтемся” показан мир бездуховных людей, в
котором каждый живет по собственным законам. И “дети”, взрослея,
перенимают отношение “отцов” к жизни, поэтому у них не возникает
ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.