Сочинение
10 класс. В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского «Гроза»?
В пьесах Островского отразилась, словно
в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма “Гроза” показывает
читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно
обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества
были способны довести человека до нравственной и физической гибели,
и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей
обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной
трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы,
сударь, в нашем городе, жестокие!”. Жестокость настолько тесно вплетена
в жизнь города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит
противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены
мириться с существующими порядками и нравами. Единственное, что
в городе есть светлого, чистого и прекрасного, — это изумительно
красивая природа. Не случайно в самом начале произведения отдается
дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей.
Кулигин говорит о красоте родной природы: “Вот, братец ты мой, пятьдесят
лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”.
Волга символизирует собой свободу, а любой
человек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов
и чужого мнения, зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе
явно ощущается какая-то духота. В природе такое встречается перед
началом грозы.
“Темное царство” старается поработить всех,
кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или
действовать самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители
“темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно
устанавливать свои порядки.
Кабаниха — на редкость отвратительный персонаж,
она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она
лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим.
Про нее говорят, что она — ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела
совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они
не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и
уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих
домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто
нельзя.
Кабанова требует, чтобы все ей повиновались.
В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее власть
над окружающими. И это заставляет ее еще в большей степени злиться
и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва “темного царства”.
Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели
к тому, что она превратилась в злобное и жестокое существо.
Кабаниха не может понять даже членов своей
собственной семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные
отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно
понять, что каждый человек — это целый мир, целая Вселенная. И поэтому
каждый человек имеет право на собственную жизнь, которая строится
по иным принципам, нежели те, которые проповедует она.
Кабанова считается в городе уважаемой и
влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской
знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера,
ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди.
Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он
присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой. И он всячески
шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги,
если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле.
Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая
их человеческое достоинство. Дикой и Кабаниха — одного поля ягоды.
Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих
стараются не брать в расчет.
Катерина изначально представляется обладательницей
совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны
представителям купеческой среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива
Несмотря на то что она выросла в такой же купеческой семье, к ней
родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с
грустью о своем девичестве: “Я жила, ни об чем не тужила, точно
птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как
куклу, работать не принуждала...”. Катерину выдают замуж насильно,
как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени.
Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в
доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает о свободе, о радости,
о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится прозябать в
атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши.
Свекровь пытается унизить Катерину, а той
только и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она
страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно.
Она абсолютно несчастна Муж Катерины — безвольный и слабый человек,
Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену
от злобной и несправедливой свекрови.
Любовь к Борису является для Катерины уходом
от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина
не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь — единственное,
что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина — человек
открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства,
приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам. Катерина больше
не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови.
И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается:
“Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает”. Катерина
с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть
порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Она решает броситься
в Волгу и обрести свободу в смерти.
Катерина расстается с жизнью в тот момент,
когда над городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным
образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть
Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила
людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины
понимает, кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет в трагедии собственную
мать: “Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...”.
Смерть Катерины явилась тем знаком, который
заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые
пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское
безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и
духовно. Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении
гроза является не только природным, но и социальным явлением. В
городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла
— под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно
рассталась с жизнью.