Сочинение
11 класс. Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»
Повесть “Поединок”, созданная Куприным
в период русско-японской войны и в атмосфере подъема русского революционного
движения, вызвала огромный общественный резонанс, поскольку именно
в этом сравнительно небольшом по объему произведении писатель сумел
разоблачить и выставить напоказ все те негативные стороны жизни
неприкосновенной и глубоко почитаемой военной касты, которая всегда
считалась передовой частью самодержавного российского государства.
Таким образом, своим “Поединком” Куприн нанес ошеломляющий удар
не только по диким армейским нравам, но и по всем порядкам царской
России. Кстати, за чтение повести в Севастополе Куприна посадили
в тюрьму, а потом выслали из Крыма.
Но проблематика произведения выходит далеко
за рамки традиционной военной повести. В “Поединке” автор затрагивает
актуальные вопросы того времени о причинах неравенства людей в обществе,
выдвигая на первый план проблему взаимоотношений отдельной личности
и общества, интеллигенции и народа и отыскивая пути освобождения
человека от духовного гнета, указывая на ничтожность и большой вред
общественного влияния на формирование личности.
В центре повествования — судьба честного
и благородного русского офицера Ромашова (в фигуре которого выразились
многие черты самого автора), который попадает в условия армейской
казарменной жизни, где и проходит суровую школу, ощущая на себе
всю неправильность человеческих взаимоотношений. В качестве причины
трагизма судьбы главного героя мы видим духовное бездорожье интеллигенции,
оторвавшейся от народа. Разве несчастная любовь к Шурочке является
причиной духовной и физической гибели нравственно чистых Ромашова
и Назанского? Конечно, нет.
Личная трагедия в жизни этих героев лишь
ускоряет печальный финал. Непосредственно казарменной жизни в повести
отведено не более пятидесяти страниц. Это две сцены, рисующие будни
полка, большая сцена смотра корпусным командиром. Но с ними тесно
связаны эпизоды, показывающие отношения Ромашова и его денщика Гайнана,
эпизоды бесед с солдатом Хлебниковым, сочувствие к татарину, не
понимающему русского языка Именно здесь ставится вопрос об отношении
интеллигенции к народу. Автор показывает затхлый мир армейской провинциальной
жизни.
Вспомним, как в самом начале повести командир
Шульгович подвергает Ромашова домашнему аресту за “непонимание войсковой
дисциплины”. Герой чувствует себя униженным, и его юношеское самолюбие
рисует в воображении сладкие картины мести: вот он заканчивает академию,
становится блестящим офицером, а перед ним заискивает Шульгович,
которого он учит, как надо вести маневры. Потом ему представляется
война, и Ромашов показывает, каким следует быть храброму офицеру.
Но это все лишь мечты, а действительность — это грязный, заброшенный
городок, скука, ограниченные и тупые офицеры, нищая и однообразная
жизнь, где лишь вокзал — одно из мест, куда можно пойти отвлечься
от серых будней.
Пошлость, грубость и пьянство среди офицеров,
насилие и жестокость по отношению к солдатам — все это губит положительное
в героях “Поединка”. Именно беспробудные попойки от скуки и мрачной
службы толкают Ромашова туда, куда он не должен был бы ходить, то
есть к женщине, которая и станет непосредственной виновницей его
гибели.
Ромашов погибает, на грани гибели Назанский и другие подобные им
офицеры, которые не могут вырваться из круговорота полковых будней.
Все они страдают от собственного бессилия, так как, несмотря на
высокие личностные и патриотические идеалы, ничего не в силах изменить.
Вспомним хотя бы слова Назанского, в которых звучит вера в положительность
человека и в женскую красоту, любовь и преданность: “Никогда не
надо делать человека даже в мыслях участником зла, а тем более грязи.
Я думаю о нежных, чистых, изящных женщинах, об их светлых слезах
и прелестных улыбках, о целомудренных матерях, о женщинах, идущих
ради любви на смерть, о прекрасных, невинных и гордых девушках с
белоснежной душой”.
Назанскому автор дал будто бы все: ум,
силу, красоту, горячее стремление к правде. Казалось бы, ему и быть
страстным борцом за человеческое счастье, но, как и Ромашов, он
плывет по течению, в итоге — замыкается в себе и теряет всякое стремление
противостоять действительности. Так и не находят герои счастья и
смысла в жизни. Офицеры пытаются вырваться из мещанской трясины,
но чаще всего эти порывы заканчиваются трагически (капитан Слива
и Назанский спиваются, Ромашов гибнет).
Название повести весьма символично, о реальном
поединке читатель узнает только из эпилога, в котором приводится
отрывок из протокола дуэли Ромашова с мужем Шурочки Николаевым,
откуда и становится ясно, что герой смертельно ранен. За что погибает
герой? За любовь? Вряд ли. Скорее всего, поединок — попытка активного
протеста, проявление сильной воли и бесстрашия, тогда как смерть
героя — это единственный способ не мириться с отвратительной жизнью
и уйти из нее, оставаясь верным своему идеалу.
Поединок мыслится автором гораздо шире:
это поединок любви настоящей, искренней и пошлой, сниженной до плотского
удовлетворения. Поединок — это борьба низких, ложных, тщеславных
устремлений с чистыми, высокими и глубоко нравственными порывами
человеческой души.
Но основной поединок в повести — поединок самого писателя с суровой
действительностью, с неприемлемыми условиями реальной жизни, которые
давят на человека, мешают ему быть свободным, независимым от обстоятельств,
сохранять прежде всего свою духовную свободу.
В повести выражается попытка человека активно
противостоять, не поддаваться негативному общественному влиянию
и устройству жизни в целом, сохранить верность самому себе, преданность
своим идеалам, остаться гуманным, честным и духовно возвышенным
человеком.
Но дело в том, что главная мысль Куприна
— изобразить трагедию и духовно бессильных интеллигентов, не пожелавших
мириться с пошлостью и тупостью армейской среды, не нашедших в себе
сил для общественной борьбы. Их борьба — неудачная попытка преодолеть
собственное бессилие, осознание собственной слабости и невозможности
что-либо предпринять.