|
||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||
|
Сочинения и вопросы по литературе
Сочинение
11 класс. Библейские аллюзии в поэме
Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму
после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается
власть большевиков, между представителями различных слоев общества
возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда
правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на
подлых “буржуев” сотнями штыков и винтовок. Данная поэма очень своеобразна
и сложна для восприятия. Автор поэмы — философ-идеалист, считающий
жизнь понятием вечности, подобным могучей реке. Черный вечер, или Эх, ты, горе-горькое,
Реальный мир разделен на две контрастные половины. Конкретным проявлением
действительности является “буржуи на перекрестке”, “голодный пес”,
публичный дом, офицерский разврат, “разборка” с ударом ножа, убийство
офицера, поп и т. д. В то же время “святое” начало революции связано
с идеей обновления. Злоба, грустная злоба Блок написал непривычно сжатую поэму, но по масштабам истинного отображения действительности эта поэма более значима. Она состоит из двенадцати главок, которые отличаются друг от друга и лексикой, и стихотворным размером. Диапазон лексики необычайно широк — от торжественных интонаций: Революционный держите шаг! до грубых вульгаризмов: Гетры серые носила, Главки разнородны, но в целом эта стилистическая разобщенность призвана дать реальное отображение действительности. В поэме можно найти элементы фольклора, тюремной лирики, частушки, вульгаризмы. Здесь рядом с революционным пафосом свободно “уживается” стихия деклассированных низов, и все проявления жизни взяты в каких-то незначительных деталях, как в настоящей действительности. В этом произведении, как и следовало ожидать, существует основной стержень. В поэме не только идет речь о факте обновления мира, но и передан непосредственно сам процесс обновления. Важное место занимает мысль о том, что свобода есть, но святого начала еще нет: Свобода, свобода,
В конце поэмы возникает, еще недоступное людям начало духовного
обновления. Христос, появляющийся в финале поэмы, взят не как религиозная
личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала
новой эры. Образ этот возник у автора неожиданно, и “вместо Христа
должен быть кто-то другой”. Но именно этот образ понятен всем, именно
он символизирует обновление... ... И идут без имени святого Красногвардейцы еще не осознают того обновления, которое они, по мнению поэта, несут народу, но они несомненно несут его. Именно поэтому Впереди — с кровавым флагом
Небольшая поэма Блока благодаря наличию в ней многозначных, символичных
деталей поражает глубиной прозрения. Поэт воспринял революцию не
как победу пролетариата, а как духовное, нравственное обновление.
И в своей поэме он говорит о существовании у революции врагов, которых
она должна уничтожать. Но конкретно обозначить их не удается. В
поэме выражена тревога о том, что где-то есть враги, и это ощущается
теми, кто утверждает на земле революцию. А раз есть ощущение, то
и враг вскоре будет найден. |
|
||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||