Сочинение
11 класс. Москва в изображении М. Булгакова
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” рассказывает
о нравственной ответственности человека за свои поступки. Действия
в нем происходят в разных временных пластах, но они объединены одной
идеей — поисками истины и борьбой за нее. Вражда, недоверие к инакомыслящим
людям, зависть царят в мире во все времена Произведение Булгакова
“Мастер и Маргарита” можно назвать исторической и психологической
книгой о времени и о людях. Этот роман является уникальным человеческим
документом той примечательной эпохи.
События в “Мастере и Маргарите” начинаются
“однажды весной, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших
прудах”. В столице появляется сатана со своей свитой. Дьявольщина
в этом романе играет роль вполне реалистическую и может служить
блистательным примером гротескного обнажения московской действительности.
Воланд проносится над Москвой, карая шумливость и непорядочность.
Его целью является обнажение негативных явлений в обществе.
Фантастический поворот событий одного московского
дня позволяет писателю развернута перед нами целую галерею персонажей
весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапное
столкновение москвичей с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость
всех этих берлиозов, никаноров ивановичей и латунских. Сеанс черной
магии, который Воланд проводит со своей свитой в столичном варьете,
в переносном и буквальном смысле раздевает большинство зрителей
из зала. Фокусы, проделанные им, — это испытание москвичей на алчность
и милосердие.
С сюжетной линией Воланда связано изображение
мира московского мещанства: различных дельцов, прохиндеев, воришек,
завистников, взяточников и многих других, то есть той породы людишек,
которые существовали во все времена. Сталкивая их с нечистой силой,
писатель показывает, что в них нет нравственной опоры. Всего на
три дня Воланд со свитой появляется в Москве, и на это время спадает
покров серой повседневности, и мир предстает перед нами в своей
наготе, порой весьма и весьма непривлекательной.
Если судить о человечестве по этим людям,
то становится страшно. Так, например, Булгаков показывает сцену
с трамвайной кондукторшей: “Та, лишь только увидела кота, лезущего
в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала: — Котам
нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову! Ни
кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что
кот лезет в трамвай, в чем было еще полбеды, а то, что он собирается
платить”. Демонстрация особенностей поведения некоторых жителей
Москвы 30-х гг. проходит через многие главы романа. Так Булгаков
изобличает конферансье, человека без юмора и фантазии, который вымучивает
шутки, но они никому не интересны и уж тем более не смешны; всех
жильцов “нехорошей квартиры”, из которой пропадают люди; служащих
Управления зрелищ, которые были загнаны начальством в хоровой кружок
и против воли надрывали глотки, исполняя “Священный Байкал”; высокопоставленного
чиновника, соседа Маргариты, который даже во время полета на шабаш
ведьм не расстается со своим портфелем.
В этом романе перед нами предстают люди,
которые живут в 30-е гг. в Москве, человеческая суть которых сводится
к какой-то одной мелкой страсти. Так, всех литераторов МАССОЛИТа
объединяет не звание писателя, а обладание заветным членским билетом,
“коричневым, пахнущим дорогой кожей с золотой широкой каймой”.
Сатирическое изображение мещан и демократов
перерастает в гротеск. В своем романе “Мастер и Маргарита” Булгаков
полностью подменяет какого-нибудь героя неодушевленной вещью. Так,
в одной из глав романа костюм Прохора Петровича разговаривал, звонил,
подписывал бумаги. После посещения Воландом Москвы, из эпилога мы
видим — мало что изменилось, а произошедшие перемены — мнимые. Лиходеев
заведует гастрономом, Алоизий Могарыч занимает кабинет фининспектора
Римского, а Варенуха все мучится из-за Алоизия.
Сама идея поместить в Москву 30-х гг. Воланда
и его свиту была глубоко наваторской. Воланд появляется в Москве,
чтобы испытать героев романа, покарать взяточников, лихоимцев и
предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, а по законам
зла. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации в Москве бороться
со злом следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В
этом и заключается трагический гротеск романа.