Сочинение
11 класс. Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям
М. А. Шолохова)
Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником
многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых
действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе испытал
не только все тяготы и лишения фронтовой жизни, но и ужасы братоубийственной
войны. Все эти переживания нашли яркое отражение на страницах его
произведений.
Своеобразие творческой позиции Шолохова,
вытекающее из его понимания действительности, определялось прежде
всего тем, что человек в его произведениях показан не столько в
столкновениях с окружающими (хотя и они, конечно, есть), сколько
в непосредственных столкновениях с историческими событиями. От А.
С. Пушкина до Л. Н. Толстого исторические события являлись, как
правило, фоном, на котором и разворачивались основные события повествования.
На этом фоне герои соприкасались, объединялись или противостояли
друг другу, но эти соприкосновения касались исключительно сферы
нравственной.
В творчестве Шолохова, при сохранении классических конфликтов русской
литературы, показана трагедия столкновения человека с роковыми силами
судьбы. Произведения этого автора охватывают более полувека истории
России, истории бурной и тяжелой.
История России никогда не протекала гладко
и размеренно, тем более нельзя этого сказать о XX в., когда наша
страна пережила две тяжелейшие мировые войны и одну гражданскую,
да к томе же не менее жестокую и разрушительную революцию 1917г.
Войны начала века и Великая Отечественная
война кардинально отличаются друг от друга и по характеру, и по
содержанию. Первая мировая война послужила толчком к разрушению
старого политического режима и к установлению нового. Все это привело
к ломке веками существовавших отношений. Действия новых властей,
пришедших к власти в ходе революции, вызывали большое противодействие
со стороны практически всех слоев населения. В России разгоралась
гражданская война — страшная, жестокая и бессмысленная. Ломались
прежние связи, разрушались семьи. Страна подверглась нашествию иностранных
интервентов. Лишь ценой неимоверных усилий удалось сохранить независимость
и целостность государства.
Все эти трагические события отражены в
романе-эпопее “Тихий Дон”, который можно назвать трудом жизни писателя.
14 лет, с 1926 по 1940 г., автор работал над этим произведением.
В романе отражена жизнь казаков до и во время Первой мировой войны,
во время революции и гражданской войны.
Роман показывает жизнь русского народа
в один из тяжелейших периодов истории России. Автор раскрывает неразрывную
связь человека со своей страной, с ее историей и судьбой. Он не
может отрешиться от происходящих событий только по своему желанию.
Автор раскрывает в своих работах объемы
не столько материальных, сколько моральных, душевных разрушений
и страданий. Неприятие нововведений, потеря близких и любимых людей,
несправедливое отношение властей — все это было повседневными реалиями
того времени. Государство переживало тяжелое время, но ведь государство
— это и есть народ. А в описываемый в романе период произошел раскол
среди населения, раскол более страшный, чем социальное расчленение.
Страна разделилась на два противоборствующих лагеря, каждый из которых
фанатично отстаивал собственные идеи и цели. В результате рушились
семьи, “брат шел на брата, а сын на отца”.
Создавая роман, Шолохов не сделал ни одного
поклона ни в сторону белых, стремившихся вернуть прошлое, ни в сторону
большевиков, утверждавших свою власть силой оружия.
Гражданская война закончилась. В стране
бушевал экономический кризис. Ужасающая разруха усугублялась действиями
нового правительства: проведение коллективизации встречало жесточайшее
сопротивление со стороны населения, особенно свободолюбивых казаков.
Период коллективизации отражен в романе “Поднятая целина”, он также
не определил для читателя сторону, на которую встал автор произведения.
Шолохов показывал не только беды и горести
простого крестьянского люда, который поддерживал идею создания колхозов.
Писатель на примере Кондрата Майданникова — одного из лучших хозяев
хутора — раскрывает трагедию хозяина-собственника, который также
не отказывается вступать в колхоз, но которого гложет “подлюка-жалость
к своему добру”. Боится хозяин, что не будет оно так же ухожено
у коллективного хозяина. Как оказалось впоследствии, страхи его
оправдались.
Другая сторона трагедии — Макар Нагульнов,
мысли которого заняты “мировой революцией”. “С мальства” он испытывает
ненависть к крестьянской собственности, и с нею он строит новую
жизнь. “...Как служишь революции? — кричит он Разметнову после раскулачивания
Гаева, — Жалеешь? Да я... тысячи станови зараз дедов, детишек, баб...
Я их из пулемета... всех порежу!”
Таким был “великий перелом”, ярко описанный
Шолоховым. Но страна пережила и это, она восстанавливала силы, залечивала
раны. Не слишком много времени судьба предоставила ей для этого:
в 1941 на русскую землю вторгаются иноземные захватчики. Вся страна
восстала против иноземцев. Миллионы добровольцев устремились на
защиту своих домов и семей. Даже сейчас, спустя почти 60 лет, трудно
оценить объемы трагедии, масштабы разрушений.
Героями таких произведений, как “Они сражались
за Родину”, “Судьба человека”, “Наука ненависти”, являются простые
люди: колхозник Иван Звягинцев, агроном Николай Стральцов, шофер
Андрей Соколов... Образ воюющего народа, который проявил стойкость
и мужество в борьбе с захватчиком, встает со страниц книг Михаила
Александровича. Он с психологической глубиной описал характеры сильных
духом людей, которые не сломались на крутых поворотах истории.
“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям
стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление
активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества”,
— говорил М. А. Шолохов.