Сочинение
11 класс. Я хочу рассказать вам... (творчество Ю. Визбора)
“Нужно всю жизнь
работать
над собственным образом...”
Ю. Визбор
В
середине 50-х гг. XX в. какая-то неодолимая страсть овладела студенчеством
— страсть к поэтическому творчеству. Многие взялись сочинять нехитрые,
но глубоко искренние и злободневные песенки: о кострах и палатках,
о встречах и разлуках, о любви и дружбе. Особенно преуспел в этом
Московский педагогический институт, выпустивший из своих стен Аду
Якушеву, Юлия Кима, Бориса Вахнюка, Юрия Визбора и многих других
исполнителей собственных песен — бардов.
У молодежи того времени сложилась традиция: раз в месяц в одном
из кафе Ленинграда собирались поэты-любители, исполнявшие стихи
на свои мелодии, под аккомпанемент гитары. Они представляли друг
другу свои песни, обсуждали их — так в скором времени образовался
клуб авторской песни.
В авторской песне всегда есть особое, личностное начало. С первых
же гитарных аккордов любой, даже самый неискушенный слушатель может
сказать, что сейчас прозвучит песня Булата Окуджавы, а сейчас —
Владимира Высоцкого или Юрия Визбора.
Последнего можно отнести к наиболее ярким и популярным представителям
авторской песни.
С 1951 г., со времени создания своей первой песни — “Мадагаскар”,
Юрий Визбор написал их более четырехсот. Для многих современников
его песни стали не только “хранилищем” памяти о студенческих годах,
но и символом юношеской романтики, душевного тепла, света.
“Охотный ряд”, “Ты у меня одна”, “Домбайский вальс”, “Вставайте,
граф” — шедевры бардовского искусства. Для распространения, популяризации
этих песен не понадобились средства массовой информации. Эстрадному
официозу народ предпочитал песни без вранья, без пафоса — песни
бардов.
Юрий Визбор не был столь социально остр, как Высоцкий, Ким или Галич,
он не обличал бюрократию или цензуру. Его удел — преодоление стихийных
сил природы: гор, морей, неба, преодоление собственных сомнений
и слабости.
Наполним музыкой сердца,
Устроим праздники из буден,
Своих мучителей забудем,
Вот сквер — пройдемся до конца...
В разные годы жизни ему довелось
быть учителем, радистом, радиорепортером, драматургом, киносценаристом,
актером. Но всегда он оставался верен себе, своим представлениям
о счастье, чести, добре, справедливости, о ценности внутреннего
мира каждого человека. Не сотвори себе кумира
Из невеликих мелочей,
Из обстановки и квартиры,
Из посещения врачей,
Из воскресенья и субботы,
Из размышлений о судьбе.
В конце концов не в наши годы
Унынье позволять себе...
Визбор был необыкновенно популярен
не только как автор и исполнитель авторской песни, но и как актер,
его узнавали на улице. “Борман”, — кричали мальчишки во дворе;“Борман”,
— волновались сотрудники ГАИ; “Борман”, — вздыхали молодые девушки.
Кроме роли в популярном отечественном сериале “Семнадцать мгновений
весны”, на счету Визбора-актера еще много прекрасных, запоминающихся
ролей в фильмах: “Белорусский вокзал”, “Ты и я”, “Красная палатка”,
“Возмездие” и др.
Прекрасно зная о своей популярности, Визбор относился к ней спокойно.
Он просто улыбался, причем улыбался не конкретному человеку, а всем
без исключения, улыбался своей славе. Недаром Ю. Ким сказал о нем:
“Незабвенные, а для многих и лучшие годы тут же отзываются в наших
сердцах при одном звуке визборовской гитары... Визбор — это молодая
Москва конца 50-х годов, Визбор — это наше совершеннолетие...”.
Звук одинокой трубы... по-осеннему
пуст.
Словно забытый бобыль
Зябнет березовый куст.
Аудитория Визбора-певца — то самое
студенчество пятидесятых-шестидесятых годов, которое когда-то первым
услышало его. Эти люди, остро ощущающие влюбленность в его песни,
не дадут им забыться. Юрий Визбор, как сказал о нем кто-то из современников,
был нерасчетливо талантлив, песни его пела и поет молодежь у подъездов,
у костра, дома, за столом — это его главный дар, это судьба.