Сочинение.
Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"?
(по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница")

Пьеса “Бесприданница” написана в конце 70-х годов XIX века. Это
было время торжества нуворишей — разбогатевших купцов. Все большее
влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности.
Трагические последствия этого мы видим, обращаясь к судьбе главной
героини драмы. Лариса — мягкая, чистая девушка. Она способна прежде
всего чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом —
певческим и музыкальным. Лариса никак не может понять, что в обществе,
где она, по воле матери, должна вращаться, все определяют деньги.
Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит
ее в лице “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова. Лариса
думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она
его. Героиня бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить
все, товаром становится ее красота, о чем девушка до поры даже не
подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой “миллионщиков”
из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить
их мораль, не случайно он признается Кнурову: “У меня, Мокий Парменыч,
ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”.
Лариса верит, что ее возлюбленный — человек широкой души, способный
подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет
своему жениху, мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: “Сами
по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от
сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич...
это идеал мужчины”. Критически взглянуть на Паратова Лариса не в
состоянии, между тем Сергей Сергеич — вовсе не тот идеальный человек,
каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису
эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать
свое хладнокровие и меткость, стрелял в мишень, которую она держала
в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич,
не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. В финале героиня прозревает.
Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева.
Сергей Сергеич публично утешает ее жениха. Девушка окончательно
разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: “У меня один
жених: это вы”. Разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит
Ларису по-своему, но пытается уверить Огудалову, что его страсть
к ней была лишь минутным увлечением, и признается, что вынужден
был жениться на нелюбимой женщине ради большого наследства.
На самом деле “идеальный мужчина” Сергей Сергеич
превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса
для него только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то
ничтожный Карандышев. Паратов решил поставить Юлия Капитоныча на
место. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает
в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека.
Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную
девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику
Робинзону. А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы
гибели от пули Карандышева. Нет, не любил ее тот, за Кем она была
готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова девушка,
действительно, только мимолетное увлечение.
И все-таки не разочарование в былом возлюбленном
губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит
осознание Ларисой того, что все вокруг рассматривают ее как дорогую
красивую вещь, которую можно купить. Она произносит горькие слова:
“Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Всякая вещь
должна иметь хозяина, я пойду к хозяину”. Когда Лариса предупреждает
Паратова: “Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот
сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге
— выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание
да сил достанет”, она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова
о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить
его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное
для нее. Но когда Кнуров предлагает ей стать содержанкой, со значением
подчеркивая: “Для меня невозможно мало”, мысли о смерти становятся
реальными. Лариса размышляет: “Расставаться с жизнью совсем не так
просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь
есть люди, для которых это легко... Ах, что я!... да ведь и мне
ничто не мило, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня
держит над этой пропастью? Что мешает? Ах, нет, нет... Не Кнуров,
роскошь, блеск... нет, нет... я должна от суеты... Разврат... ох,
нет... Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь,
да жить... Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная..
Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... Пока еще
упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть... Да я, кажется,
захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоишься, со всем примиришься,
всем простишь и умрешь... Ах, как дурно, как кружиться голова”.
А тут Карандышев рассказывает невесте, что Кнуров
и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь. Вынести
такое унижение Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча
для нее оскорбительно. Зато этот человек, для которого жена, вхожая
в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления
собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того
не сознавая, осуществить сокровенное желание: “Кабы теперь Меня
убил кто-нибудь...” Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет
сохранить чистоту, уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав
собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову,
заставляет Ларису искать смерти. И за минуту до смерти она проявляет
подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда. Лариса убеждает
столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова — главных
действующих лиц драмы и истинных виновников ее гибели: “Это я сама...
Никто не виновен, никто... Это я сама”. Паратова, наконец, прорывает.
Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он иступленно кричит поющим
цыганам: “Велите замолчать! Велите замолчать!”. Но умирающая ему
и остальным нисколько не верит. У нее еще хватает сил с иронией
оспорить паратовское распоряжение: “Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся,
кому весело, кому весело... Я не хочу мешать никому. Живите, живите
все! Вам надо жить, а мне надо... умереть. Я ни на кого не жалуюсь,
ни на кого не обижаюсь ... вы все хорошие люди...” И заканчивая
глубоко искренним признанием: “Я вас всех... всех, люблю”, посылает
последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу “громкий
хор цыган”. Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось.
И обвиняет она прежде всего саму себя, за то что долгое время терпела
“цыганский табор”, что позволила превратить себя в вещь, игрушку.
Судьба Ларисы — один из многих примеров драмы
“горячего сердца” в мире чистогана и грубого расчета. Там, где вместо
“души арифметика”, никому не нужны искренние чувства. Любовь и деньги
несовместимы.