|
||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||
|
Сочинения и вопросы по литературе
Сочинение 9 класс. Тема "гонимого миром странника" в лирике Лермонтова Грядущее тревожит
грудь мою. Вопреки представлениям о том, что Лермонтов был разочарован "земной" жизнью и не находил в ней наслаждения и смысла, эти строфы иллюстрируют, что художник не переставал думать о том, как обрести приют, "любезные предметы" - любимую родину, верных друзей, стоящую любовь и свободу. Однако в поисках своего идеала ему пока приходится странствовать, так как с тем миром, в котором царят невежество и малодушие, он не хочет соглашаться: Тучки небесные,
вечные странники! Многие исследователи творчества поэта отмечали, что именно Лермонтовым с наибольшей силой и полнотой в русской литературе выражена идея протестующей личности. Тридцатые годы XIX в. действительно были напряженным периодом в истории России. В результате поражения декабристского восстания романтические мечты и надежды на прекрасное будущее и свободу были разбиты и казались неосуществимыми. Потому темы изгнанничества и протеста против несправедливости и несовершенства мира были очень актуальны для поэзии первой трети XIX в., и певцом этого настроения стал Лермонтов. Современники часто обвиняли Лермонтова в том, что поэт во многом подражает Байрону, творчество которого оказало огромное влияние на русскую литературу. Герой поэтических произведений Байрона - это романтик, свободолюбивая личность, трагически реагирующая на существующий миропорядок. При этом герой Байрона (Чайльд-Гарольд, Манфред и др.) осознают себя избранными, способными и жаждущими помочь порабощенному народу и потому не бездействуют, а активно сопротивляются несовершенству мира, как истинные революционеры. Лермонтов никогда не отрицал значения и влияния Байрона на свое творчество и сознание, но на обвинения современников ответил так: Нет, я не Байрон,
я другой, "Гонимый миром странник" - лирический герой Лермонтова испытывает не только горечь и боль за свою родину и народ, но также терзается внутренними противоречиями. И в этом главное отличие лирического героя Лермонтова от героя Байрона. Так какое же чувство гонит "странника" Лермонтова из своего отечества, от привычного уклада жизни? Из своего отечества героя, очень близкого по характеру самому поэту, гонят враги и недоброжелатели, которые боятся и не хотят свободы и торжества идеалов в жизни человечества, ведь тогда они не смогут управлять слабыми и жить в вечной праздности: Напрасна врагов
ядовитая злоба, Но тема гонения и вечного странствования, кроме гражданской лирики, возникает и в других стихотворениях поэта, касающихся судьбы и индивидуальности, душевной свободы человека. Здесь автор пытается проникнуть во внутренний мир личности, задается вопросами самосовершенствования и самоанализа. Более того, в интимной лирике Лермонтова встречаются два совершенно противоположных мотива - герой, страстно желающий увидеть и испытать жизненные потрясения и переживания. Странствовать по миру он пускается, гонимый собственными страстями, "всесожигающим костром" души, "голодным взором": Не обвиняй меня,
всесильный, И герой, разочаровавшийся, остывший к человеческим страстям, но все-таки продолжающий следовать самому дорогому в жизни чувству - свободе: Уж не жду от жизни
ничего я, В заключении хочется еще раз отметить, что тема "гонимого миром странника" звучит основным лейт-мотивом в творчестве Лермонтова. Лирический герой его произведений, который, безусловно, близок и самому автору, гоним из родного отечества за душевный непокой, открытое порицание несправедливости "сильных мира сего" и яростное противостояние невежеству общества. Но "вечным странником" поэт становится не только потому, что "гоним миром", а еще и потому, что в неизведанные дали его устремляет беспокойное, пытливое сердце. Следует отметить, что образ странника вообще свойствен русской литературе, "русской душе". А изгнать из жизни, из дорого отечества человека, который приложил все усилия, чтобы измениться самому и изменить окружающий мир к лучшему, невозможно. Это мысль звучит в глубоко символичном стихотворении Лермонтова "Тучи", в котором он сравнивает себя с вечно странствующими и гонимыми ветром тучками. Однако заканчивается это произведение следующими строками: Вечно холодные,
вечно свободные, |
|
||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||