Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

Сочинения

Сочинение 9 класс. Печорин и Грушницкий в романе "Герой нашего времени"

    
     О взаимоотношениях Печорина и Грушницкого мы узнаем из рассказа "Мери", который, по замыслу автора, является частью дневника Печорина. Поэтому все участники этой истории предстают перед нами именно такими, какими видел их главный герой. И это не случайно.
     Печорин - это именно тот персонаж, который стал героем и одновременно "болезнью" своего времени. А настоящим двойником Печорина можно считать другого героя романа - Грушницкого, молодого человека, только начинающего свой жизненный путь. По художественному замыслу автора, выходит так, что настоящий герой представляет нам ненастоящего (поддельного) героя - своего двойника.
     Более того, Лермонтов намеренно сталкивает в своем романе двух героев, у которых есть много общего, и в то же время они являются антиподами, и вот первое, главное доказательство этого. Странствующий офицер, случайно ставший наблюдателем жизни главного героя, в предисловии к "журналу Печорина" написал: "Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки".
     Все поступки и внутренние переживания Печорина показались внимательному офицеру искренними и естественными, "без тщеславного желания возбудить участие или удивление" к себе. О Грушицком же мы встречаем прямо противоположную характеристику, только теперь из уст другого наблюдательного человека - самого Печорина: "Его цель - сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира... что он са почти в этом уверился".
     С самого первого знакомства от взгляда Печорина не ускользнули некоторые мелкие, но очень важные детали о характере Грушницкого. Например, при том, что молодой юнкер слыл в полку отважным храбрецом, он , как заметил Печорин, в бой бросался, зажмуря глаза. "Это что-то не русская храбрость!" восклицает он в своих заметках.
     Также Печорину несложно было разглядеть под напыщенно-трагической и романтической маской Грушицкого обыкновенного, посредственного человека, который свои низкие желания прикрывает красивыми словами Например, желая произвести впечатление, как-то заинтриговать Мери, Грушицкий артистично произносит следующую фразу, которая, по мнению юнкера, выгодно выделяла его среди других: "Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?" Но когда Грушницкого повышают в звании, Печорин иронично комментирует его радость по этому поводу: "Видите ли, вы до сих пор были исключением, а теперь подойдете под общее правило". И этой злой иронии "новоиспеченный" молодой офицер даже не понял.
     Печорин почему-то всегда интуитивно чувствовал, что когда-нибудь ему придется еще столкнуться в Грушицким "на узкой дороге". Действительно, встреча героев на водах Пятигорска оказалась роковой. Зная о слабостях Грушницкого, главный герой постоянно нарушает планы молодого юнкера. Одной из главных причин этого было собственное самолюбие: ведь Мери сначала выделила Грушницкого, а не его. Но была и вторая причина, без которой Печорин не был бы Печориным. "У меня врожденная страсть противоречить", - рассуждал он наедине с собой. Наблюдая за человеческими страстями, Печорин часто желал уничтожить "сладкие заблуждения ближнего", чтобы показать другому, как непросты и неоднозначны чувства и устремления людей на земле.
     Лермонтов, как тонкий психолог, раскрывает перед читателями интересный и даже немного забавный случай, парадокс в конфликте героев. Как ни странно, Печорин и Грушницкий отстаивают одно и то же: всего-навсего свое собственное самолюбие. Однако Печорин понимает это качество в себе как порок и поэтому безжалостно испытывает его. А Грушницкий, напротив, смешон своим невежеством и мелочностью, как заметил Печорин: "Он, кажется, в самом деле огорчен, особенно самолюбие его оскорблено; но ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно".
     Так же интересно поведение героев на дуэли и в событиях, предшествующих ей. Когда Печорин случайно узнал о тайном сговоре против него, то поначалу готов был обрушить "холодную злость" на своего противника. Однако до последнего с трепетом ждал от Грушницкого благородного поступка, который мог отказаться от дуэли или хотя бы вести честную игру. Но Грушницкий проявил малодушие, и тогда Печорин решил наказать его за это.
     Печорин разыгрывает события так, чтобы максимально проверить чувства всех участников дуэли. Ему доставляет удовольствие быть актером и одновременно наблюдать за действием. Во время дуэли Печорин все-таки надеется на то, что Грушницкий проявит свои лучшие качества и тем самым изменит трагический финал. Однако Печорин замечает лишь следующее: "Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна".
     Этот психологический, а главное, душевный поединок Грушницкий проигрывает Печорину, хотя в финале он все понимает и открыто, бесстрашно говорит своему врагу: "Стреляйте!.. я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места..."
     Конечно, в жизни оба типа таких героев (как Печорины и Грушницкие) давно сосуществуют вместе: иногда дороги их расходятся, а иногда они конфликтуют друг с другом. Но, может быть, этот выбор автора - оставить жизнь именно Печорину, а не его двойнику - говорит нам о том, что пусть еще несовершенные, но самокритичные, свободные и волевые люди имеют больше шансов называться героями, а значит, представлять и строить будущее человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта