Сочинение
9 класс. Печорин и Грушницкий в романе "Герой нашего времени"
О взаимоотношениях Печорина и Грушницкого
мы узнаем из рассказа "Мери", который, по замыслу автора,
является частью дневника Печорина. Поэтому все участники этой истории
предстают перед нами именно такими, какими видел их главный герой.
И это не случайно.
Печорин - это именно тот персонаж, который
стал героем и одновременно "болезнью" своего времени.
А настоящим двойником Печорина можно считать другого героя романа
- Грушницкого, молодого человека, только начинающего свой жизненный
путь. По художественному замыслу автора, выходит так, что настоящий
герой представляет нам ненастоящего (поддельного) героя - своего
двойника.
Более того, Лермонтов намеренно сталкивает
в своем романе двух героев, у которых есть много общего, и в то
же время они являются антиподами, и вот первое, главное доказательство
этого. Странствующий офицер, случайно ставший наблюдателем жизни
главного героя, в предисловии к "журналу Печорина" написал:
"Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто
так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки".
Все поступки и внутренние переживания Печорина
показались внимательному офицеру искренними и естественными, "без
тщеславного желания возбудить участие или удивление" к себе.
О Грушицком же мы встречаем прямо противоположную характеристику,
только теперь из уст другого наблюдательного человека - самого Печорина:
"Его цель - сделаться героем романа. Он так часто старался
уверить других в том, что он существо, не созданное для мира...
что он са почти в этом уверился".
С самого первого знакомства от взгляда
Печорина не ускользнули некоторые мелкие, но очень важные детали
о характере Грушницкого. Например, при том, что молодой юнкер слыл
в полку отважным храбрецом, он , как заметил Печорин, в бой бросался,
зажмуря глаза. "Это что-то не русская храбрость!" восклицает
он в своих заметках.
Также Печорину несложно было разглядеть
под напыщенно-трагической и романтической маской Грушицкого обыкновенного,
посредственного человека, который свои низкие желания прикрывает
красивыми словами Например, желая произвести впечатление, как-то
заинтриговать Мери, Грушицкий артистично произносит следующую фразу,
которая, по мнению юнкера, выгодно выделяла его среди других: "Эта
гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им
дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой
шинелью?" Но когда Грушницкого повышают в звании, Печорин иронично
комментирует его радость по этому поводу: "Видите ли, вы до
сих пор были исключением, а теперь подойдете под общее правило".
И этой злой иронии "новоиспеченный" молодой офицер даже
не понял.
Печорин почему-то всегда интуитивно чувствовал,
что когда-нибудь ему придется еще столкнуться в Грушицким "на
узкой дороге". Действительно, встреча героев на водах Пятигорска
оказалась роковой. Зная о слабостях Грушницкого, главный герой постоянно
нарушает планы молодого юнкера. Одной из главных причин этого было
собственное самолюбие: ведь Мери сначала выделила Грушницкого, а
не его. Но была и вторая причина, без которой Печорин не был бы
Печориным. "У меня врожденная страсть противоречить",
- рассуждал он наедине с собой. Наблюдая за человеческими страстями,
Печорин часто желал уничтожить "сладкие заблуждения ближнего",
чтобы показать другому, как непросты и неоднозначны чувства и устремления
людей на земле.
Лермонтов, как тонкий психолог, раскрывает
перед читателями интересный и даже немного забавный случай, парадокс
в конфликте героев. Как ни странно, Печорин и Грушницкий отстаивают
одно и то же: всего-навсего свое собственное самолюбие. Однако Печорин
понимает это качество в себе как порок и поэтому безжалостно испытывает
его. А Грушницкий, напротив, смешон своим невежеством и мелочностью,
как заметил Печорин: "Он, кажется, в самом деле огорчен, особенно
самолюбие его оскорблено; но ведь есть же люди, в которых даже отчаяние
забавно".
Так же интересно поведение героев на дуэли
и в событиях, предшествующих ей. Когда Печорин случайно узнал о
тайном сговоре против него, то поначалу готов был обрушить "холодную
злость" на своего противника. Однако до последнего с трепетом
ждал от Грушницкого благородного поступка, который мог отказаться
от дуэли или хотя бы вести честную игру. Но Грушницкий проявил малодушие,
и тогда Печорин решил наказать его за это.
Печорин разыгрывает события так, чтобы
максимально проверить чувства всех участников дуэли. Ему доставляет
удовольствие быть актером и одновременно наблюдать за действием.
Во время дуэли Печорин все-таки надеется на то, что Грушницкий проявит
свои лучшие качества и тем самым изменит трагический финал. Однако
Печорин замечает лишь следующее: "Грушницкий стоял передо мною,
опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием
была непродолжительна".
Этот психологический, а главное, душевный
поединок Грушницкий проигрывает Печорину, хотя в финале он все понимает
и открыто, бесстрашно говорит своему врагу: "Стреляйте!.. я
себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу
ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места..."
Конечно, в жизни оба типа таких героев
(как Печорины и Грушницкие) давно сосуществуют вместе: иногда дороги
их расходятся, а иногда они конфликтуют друг с другом. Но, может
быть, этот выбор автора - оставить жизнь именно Печорину, а не его
двойнику - говорит нам о том, что пусть еще несовершенные, но самокритичные,
свободные и волевые люди имеют больше шансов называться героями,
а значит, представлять и строить будущее человечества.