Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

Сочинения

Сочинение 9 класс. Роль интерьера и экстерьера в раскрытии характеров гоголевских персонажей в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

    
     "Мертвые души" Гоголя - лиро-комическая поэма о роде человеческом. Каждый персонаж поэмы, каждый воссоздаваемый автором образ неоднозначно понимается читателем: здесь бездна оттенков и смыслов, сочетание несочетаемого. "Мертвые души" в широком истолковании этого словосочетания - это прежде всего губернские помещики, именитые отцы, дамы, все, власть имущие, и среди них, разумеется, Чичиков.
     Гоголь располагает своих персонажей по принципу возрастающей "мертвенности", по степени их духовной деградации: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин. Но такое расположение героев может привести к мысли, что Манилов оказывается более одухотворенным, нежели Коробочка, душевнее Ноздрева и Собакевича. В действительности каждый персонаж противопоставляется последующему или предыдущему по определенному доминирующему качеству. Пустой, бесхозяйственный Манилов противопоставляется Коробочке, внешне очень хозяйственной и бережливой, но лишенной способности фантазировать и мечтать. За ней Гоголь изображает Ноздрева, который совершенно не умеет беречь копейку и ведет разгульный образ жизни. Затем читатель знакомится с Собакевичем - "помещиком-кулаком", рачительным хозяином, у которого все на учете, все прочно и основательно. Заключает этот ряд Плюшкин - "прореха на человечестве".
     От персонажа к персонажу становится более заметным соответствие внешнего вида героев окружающей обстановке. С завидным постоянством Гоголь создает характеры через интерьер, экстерьер, портрет, диалоги, речь персонажей, через их реакцию на предложение Чичикова, через восприятие самого Чичикова.
     Эти сюжетные повторы (пятикратные поездки Чичикова к помещикам с подробным описанием их деревень, крестьянских дворов, изб, самих крестьян, помещичьей усадьбы, убранства комнат и привычек их обитателей) необходимы Гоголю для сравнения каждой детали посещения, для воссоздания полноты авторского восприятия. У писателя предметы, окружающие героев, сливаются с ними, претендуя затмить человеческий облик помещиков, как бы оживают в противоположность своим хозяевам.
     Засахаренный Манилов, усадьба которого сказочно удалена не на пятнадцать верст, а на тридцать, живет как бы и не на земле вовсе. Он все в своем хозяйстве воссоздает по слухам, поэтому вместо парка получается лишь пародия на него. Мы еще не видим самого помещика, но уже ясно представляем себе внешность и внутреннее содержание этого человека по окружающим его предметам. В Манилове и вокруг него все туманно, неопределенно, все уходит в дым, а сам этот персонаж наводит скуку, как, впрочем, и погода в тот день, когда Чичиков посетил его усадьбу.
     Манилов постоянно курит, много мечтает, но его мечты - это дым, окутывающий все вокруг и уходящий в никуда. Внешние детали - это тоже обман. Жизнь Манилова напоминает книгу, которая постоянно раскрыта на четырнадцатой странице. Мы ничего не знаем о его прошлом, а настоящее представляется многократным повторением одного и того же. Это приятное создание оказывается наиболее неприятным по причине своей ограниченности, никчемности и бездуховности. Его сладкая пошлость в определенном смысле хуже грубой пошлости Ноздрева. Это человек "ни то ни се". Зеркальным отражением главы семейства представляются его жена с "бисерными чехольчиками" и дети.
Коробочка, в отличие от Манилова, является хозяйкой в своей усадьбе и потихоньку набирает денежки в мешочки, которые раскладывает по ящичкам комода. Ее имя символизирует накопительство, замкнутость, темноту внешнюю и внутреннюю. «Дубинноголовая» героиня Гоголя живет в «коробочке», в ограниченном пространстве, которое отрезано от всего мира, она заключена в нечто, прихлопнутое крышкой. Героиня буквально тонет в вещах, которыми себя окружила.
     Коробочка, так же как и Манилов, является человеком без биографии: читатель практически не получает никакого представления о том, что было в ее прошлом (кроме упоминания о покойном муже). Зеркала в комнате Коробочки не просто украшают стены, имеют не просто предметный смысл, но и символически отражают все в доме, как бы возвращая помещицу к себе, не давая ей выхода за пределы ее ограниченного мира.
     Ноздрев «открыт», у него много «задоров», он даже агрессивен. Этот герой – «человек на все руки». Но его энергия уходит в пустоту. Эта пустота проглядывает во всем, что окружает Ноздрева. У него нет опоры в жизни, нет центра. Есть лишь маленькие положительные штришки, как и в других героях.
     Собакевич – абсолютное дерево без отделки. Такой же прочностью и вековой крепостью отличается все в хозяйстве этого «медведя». В доме Собакевича все имеет какое-то странное сходство с ним самим. Каждый стул, стол, казалось бы, говорил: «И я тоже Собакевич!» Или: «И я тоже похож на Собакевича». Но своей деревянностью он напоминает Коробочку, с которой его объединяет любовь к хозяйствованию.
     У Плюшкина уже нет никакого хозяйства. Гоголь впервые показывает человека, для которого вещи не самоцель, они ничего не стоят в сравнении с жизнью близкого человека. И когда этот человек умирает, пропадает смысл в окружении себя предметами интерьера.
     Мир вещей, в окружении которых живут герои Гоголя, мелочи и условности, в которых они утопают, позволяют говорить о том, что живых душ в этой галерее типов не встретишь, внутреннее содержание подменяется вещественным фоном. Такой подход автора к раскрытию характеров героев – своего рода предупреждение, напоминание о постепенно утрачиваемом истинно человеческом шансе сберечь душу. Писатель как бы говорит о том, что всякий человек с «живой» душой в молодые годы и душой, «мертвеющей» с течением времени, имеет еще шанс на воскрешение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта