Сочинение
9 класс. Роль интерьера и экстерьера в раскрытии характеров гоголевских
персонажей в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
"Мертвые души" Гоголя - лиро-комическая
поэма о роде человеческом. Каждый персонаж поэмы, каждый воссоздаваемый
автором образ неоднозначно понимается читателем: здесь бездна оттенков
и смыслов, сочетание несочетаемого. "Мертвые души" в широком
истолковании этого словосочетания - это прежде всего губернские
помещики, именитые отцы, дамы, все, власть имущие, и среди них,
разумеется, Чичиков.
Гоголь располагает своих персонажей по
принципу возрастающей "мертвенности", по степени их духовной
деградации: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин. Но
такое расположение героев может привести к мысли, что Манилов оказывается
более одухотворенным, нежели Коробочка, душевнее Ноздрева и Собакевича.
В действительности каждый персонаж противопоставляется последующему
или предыдущему по определенному доминирующему качеству. Пустой,
бесхозяйственный Манилов противопоставляется Коробочке, внешне очень
хозяйственной и бережливой, но лишенной способности фантазировать
и мечтать. За ней Гоголь изображает Ноздрева, который совершенно
не умеет беречь копейку и ведет разгульный образ жизни. Затем читатель
знакомится с Собакевичем - "помещиком-кулаком", рачительным
хозяином, у которого все на учете, все прочно и основательно. Заключает
этот ряд Плюшкин - "прореха на человечестве".
От персонажа к персонажу становится более
заметным соответствие внешнего вида героев окружающей обстановке.
С завидным постоянством Гоголь создает характеры через интерьер,
экстерьер, портрет, диалоги, речь персонажей, через их реакцию на
предложение Чичикова, через восприятие самого Чичикова.
Эти сюжетные повторы (пятикратные поездки
Чичикова к помещикам с подробным описанием их деревень, крестьянских
дворов, изб, самих крестьян, помещичьей усадьбы, убранства комнат
и привычек их обитателей) необходимы Гоголю для сравнения каждой
детали посещения, для воссоздания полноты авторского восприятия.
У писателя предметы, окружающие героев, сливаются с ними, претендуя
затмить человеческий облик помещиков, как бы оживают в противоположность
своим хозяевам.
Засахаренный Манилов, усадьба которого
сказочно удалена не на пятнадцать верст, а на тридцать, живет как
бы и не на земле вовсе. Он все в своем хозяйстве воссоздает по слухам,
поэтому вместо парка получается лишь пародия на него. Мы еще не
видим самого помещика, но уже ясно представляем себе внешность и
внутреннее содержание этого человека по окружающим его предметам.
В Манилове и вокруг него все туманно, неопределенно, все уходит
в дым, а сам этот персонаж наводит скуку, как, впрочем, и погода
в тот день, когда Чичиков посетил его усадьбу.
Манилов постоянно курит, много мечтает,
но его мечты - это дым, окутывающий все вокруг и уходящий в никуда.
Внешние детали - это тоже обман. Жизнь Манилова напоминает книгу,
которая постоянно раскрыта на четырнадцатой странице. Мы ничего
не знаем о его прошлом, а настоящее представляется многократным
повторением одного и того же. Это приятное создание оказывается
наиболее неприятным по причине своей ограниченности, никчемности
и бездуховности. Его сладкая пошлость в определенном смысле хуже
грубой пошлости Ноздрева. Это человек "ни то ни се". Зеркальным
отражением главы семейства представляются его жена с "бисерными
чехольчиками" и дети.
Коробочка, в отличие от Манилова, является хозяйкой в своей усадьбе
и потихоньку набирает денежки в мешочки, которые раскладывает по
ящичкам комода. Ее имя символизирует накопительство, замкнутость,
темноту внешнюю и внутреннюю. «Дубинноголовая» героиня Гоголя живет
в «коробочке», в ограниченном пространстве, которое отрезано от
всего мира, она заключена в нечто, прихлопнутое крышкой. Героиня
буквально тонет в вещах, которыми себя окружила.
Коробочка, так же как и Манилов, является
человеком без биографии: читатель практически не получает никакого
представления о том, что было в ее прошлом (кроме упоминания о покойном
муже). Зеркала в комнате Коробочки не просто украшают стены, имеют
не просто предметный смысл, но и символически отражают все в доме,
как бы возвращая помещицу к себе, не давая ей выхода за пределы
ее ограниченного мира.
Ноздрев «открыт», у него много «задоров»,
он даже агрессивен. Этот герой – «человек на все руки». Но его энергия
уходит в пустоту. Эта пустота проглядывает во всем, что окружает
Ноздрева. У него нет опоры в жизни, нет центра. Есть лишь маленькие
положительные штришки, как и в других героях.
Собакевич – абсолютное дерево без отделки.
Такой же прочностью и вековой крепостью отличается все в хозяйстве
этого «медведя». В доме Собакевича все имеет какое-то странное сходство
с ним самим. Каждый стул, стол, казалось бы, говорил: «И я тоже
Собакевич!» Или: «И я тоже похож на Собакевича». Но своей деревянностью
он напоминает Коробочку, с которой его объединяет любовь к хозяйствованию.
У Плюшкина уже нет никакого хозяйства.
Гоголь впервые показывает человека, для которого вещи не самоцель,
они ничего не стоят в сравнении с жизнью близкого человека. И когда
этот человек умирает, пропадает смысл в окружении себя предметами
интерьера.
Мир вещей, в окружении которых живут герои
Гоголя, мелочи и условности, в которых они утопают, позволяют говорить
о том, что живых душ в этой галерее типов не встретишь, внутреннее
содержание подменяется вещественным фоном. Такой подход автора к
раскрытию характеров героев – своего рода предупреждение, напоминание
о постепенно утрачиваемом истинно человеческом шансе сберечь душу.
Писатель как бы говорит о том, что всякий человек с «живой» душой
в молодые годы и душой, «мертвеющей» с течением времени, имеет еще
шанс на воскрешение.