Сочинение
10 класс. Герой эпохи в изображении И.С. Тургенева (по роману "Рудин")
В одном из своих наиболее значительных
романов — в “Рудине” — Иван Сергеевич Тургенев попытался “вывести”
героя эпохи в лице Дмитрия Рудин представить определенный человеческий
тип, совмещающий в себе противоречия 60-х гг. XIX в.
фигура Рудина занимает центральное место в романе, на исключительную
значимость этого героя указывает название произведения. Рудин —
умный, интеллигентный человек. Он горячо и искренне верит в Разум
и Добро и хочет, чтобы окружающие разделили его веру в высшие ценности.
Впервые знакомя читателя с героем, Тургенев представляет его как
“опытного говоруна”, обладающего “музыкой красноречия”. В своих
речах Рудин клеймит позором лень, говорит о высоком предназначении
человека, мечтает о том, чтобы Россия была просвещенной страной.
Тургенев отмечает, что его герой “не искал слов, а слова сами послушно
приходили к нему на уста, каждое слово лилось прямо из души, пылало
жаром убеждения”.
На большинство молодых людей речи Рудина производили огромное впечатление:
они буквально заражали их, вызывая стремление воплощать рудинские
идеалы в жизнь. Но были и такие, кто относился к его словам равнодушно
и даже с опасением. Товарищ Рудина Лежнев думал о том, что “слишком
красиво говорит Рудин, слишком обильны его речи”, но в них мало
полезного. Сам Лежнев, лучше других знавший Рудина, давно определил
для себя цену слова последнего. В разговоре с Александрой Павловной
Лежнев раскрывает всю правду о Рудине, выявляя роковой разлад между
обилием мыслей и отсутствием действий.
Уже при первом общении с Натальей сам Рудин выдает неспособность
и нежелание делать что-либо полезное и целенаправленное. Он говорит
ей о том, что “пора отдохнуть”. В ответ на это Наталья, удивляясь,
отвечает, выдавая свои мысли: “...вы должны трудиться, стараться
быть полезным. Кому же, как не вам...”. Эти слова вдохновляют Рудина,
он воодушевленно и красиво говорит о своем долге, таланте, но автор
снова дает понять, что хотя умным речам его героя нет конца и края,
они останутся лишь словами. Тургенев отмечает, что “обилие мыслей
мешало Рудину выражаться определенно и точно. Образы сменялись образами...”,
и “все мысли Рудина казались обращенными в будущее”, не имея никакого
отношения к настоящей, реальной жизни. Тургенев постоянно подчеркивает,
что Рудин говорит дельно, четко, складно, но на самом деле он совершенно
беспомощен, а его проекты рушатся один за другим.
Писателем описывается эпизод из жизни героя, когда он хотел сделать
реку судоходной. Однако у него ничего не вышло, так как владельцы
мельниц провалили его замысел. Ничего не получилось и с педагогической
деятельностью, и с агрономическими преобразованиями в деревне. И
все неудачи Рудина от того, что в самые ответственные моменты он
“пасует” и уходит на задний план, боится принимать какие-то серьезные
решения, активно действовать. Он теряется, падает духом, а любое
препятствие делает его безвольным, неуверенным в себе, пассивным.
Особенно ярко отмеченная черта Рудина проявляется в эпизоде последней
встречи с Натальей Ласунской, которая со всей горячностью любящею
сердца надеется на понимание и поддержку со стороны любимого человека,
на его смелый и отчаянный шаг, на такую же ответную реакцию. Но
Рудин не может по достоинству оценить ее чувства, он не в состоянии
оправдать надежд, боится ответственности за чужую жизнь и советует
“покориться судьбе”. Своим поступком герой еще раз подтверждает
мысль Лежнева о том, что на самом деле Рудин “холоден, как лед”
и, играя в опасную игру”, “волоска не ставит на карту — а другие
ставят душу”. Что же касается хрупкой, восемнадцатилетней Натальи,
которую все считали еще юной, почти ребенком, и неопытной, то она
оказалась куда сильнее и разумнее Рудина, сумела разгадать его сущность:
“Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о
жертвах...”.
Рудин признает это и сам: “Вы правы. Первое препятствие, и я рассыпался”.
Он все-таки отступает, сдается. Даже в прощальном письме-исповеди
он продолжает признаваться в своей несостоятельности, полностью
подчиняясь сложившимся обстоятельствам и не питая надежд относительно
собственного будущего: “Да, природа мне много дала; но я умру, не
сделав ничего достойного сил моих, не оставив за собою никакого
благотворного следа. Все мое богатство пропадет даром...”.
Примечательно, что через несколько лет Лежнев случайно встретит
Рудина и отметит, как тот постарел, изменился, утратил былую пылкость.
Жизнь главного героя оказалась бесплодной — в этом убеждается и
он сам, и читатель. В эпилоге романа мы видим Рудина на разбитой
баррикаде во время восстания. Рудин погибает, сраженный пулей. Речам
и мечтам Рудина так и не дано было воплотиться в реальной жизни,
он так и не сумел осуществить свои идеи на деле. И точно так же,
как тургеневский Рудин, другие представители передовой молодежи
того времени, имея богатое воображение, обладая сильными и волевыми
чертами, оказывались бездеятельными и несостоятельными в жизни,
растрачивали свою энергию на красноречивые, но все-таки пустые разговоры,
ограничивая себя выдуманными рамками, оправдывая себя существованием
воображаемых трудностей и преград, которые мешают осуществлять задуманные
планы.
Тургенев изобразил в романе типичного представителя молодой дворянской
интеллигенции, указывав на то, что это люди талантливые, честные,
обладающие незаурядными способностями. Однако, по мнению автора,
они еще пока не в состоянии решать сложные исторические задачи,
у них недостаточно силы воли и уверенности для того, чтобы оставить
значительный след для возрождения России.