Сочинение
10 класс. «Страстное, грешное, бунтующее сердце» (образ Евгения
Базарова)
“...В романе, за исключением одной старушки
(матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души... А о
нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить
нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол,
или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит
и преследует всех, начиная от добрых родителей, которых он терпеть
не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной
жестокостью. Никогда ни одного чувства, какого-нибудь увлечения
или страсти...”.
Эти слова относятся к главному герою романа Тургенева “Отцы и дети”
и принадлежат известному критику первой половины XIX в. М. Антоновичу
(его статья так и называется — “Асмодей нашего времени”). Это сказано
о “титанической личности”, честном, правдивом демократе “до конца
ногтей”! Это сказано о герое нового времени, который пришел на смену
Онегиным и Печориным, Чацким и Рудиным! Прав ли критик, отзываясь
подобным образом о Базарове?
Если тургеневский Рудин — энтузиаст и романтик, мечтающий о высоких,
вечных, но призрачных идеалах, то Базаров — реалист до мозга костей,
он — естествоиспытатель, ничего не принимающий на веру. Автор дает
читателю четкое и ясное представление о своем герое, о простоте
его происхождения и натуры. “Мой дед землю пахал”, — не без гордости
заявляет Базаров. Его отец — уездный лекарь, добрый и честный человек.
Когда Базаров знакомился с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивал
ему “обнаженную красную руку”, а лицо его “оживлялось спокойной
улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.
Герой обладает “мужественным голосом”, его белокурые волосы, длинные
и густые, не скрывали “крупных выпуклостей просторного черепа”.
Из этих штрихов вырисовывается личность человека из низших сословий,
умного, одаренного энергией и волей.
Следовательно, не прав был Антонович, либо невнимательно прочитавший,
либо просто не понявший роман. Правда на стороне тех критиков, которые
во главу угла ставили не нигилизм Базарова, а его “страстное, грешное,
бунтующее сердце”.
Уже первое знакомство с Базаровым убеждает читателя в том, что в
душе героя есть чувства, которые он тщательно скрывает от окружающих.
Очень “непростой” с виду, самоуверенный и резкий в высказываниях
и поступках, тургеневский разночинец на самом деле имеет слабости
и обладает очень рани-мой душой. Тревожное и вместе с тем уязвимое
сердце бьется в его груди.
Павел Петрович Кирсанов сразу невзлюбил “волосатого” за его непохожесть
на окружающих и за его огромную энергию и ум. Ведь сам он постепенно
превращается в мертвеца, так как ничего, кроме “английских сьютов,
крахмальных воротничков” и чищеных ногтей, его не могло заинтересовать.
В отличие от Рудина и других “пассивных”, плывущих по течению тургеневских
героев, Базаров чувствует, что пришло время действовать, а не говорить,
“красивые речи” его раздражают: “О, друг мой Аркадий! Об одном прошу
тебя: не говори красиво!”.
Базарова отличает активное отношение к жизни, он стремится переделать
самого себя, свое время и современное ему общество: “Исправьте общество,
болезни не будет”. А мысли Базарова о человеке и его воспитании
оказываются актуальными на все времена: “Всякий человек себя воспитать
должен...”.
Природа для Базарова — “не храм, а мастерская”. Отчасти в этом есть
своя правда, но уж больно резок герой в обращении с миром природы.
Скорее всего, природа — и храм, и мастерская. Но для Базарова характерно
одностороннее отношение — во многом критическое и осуждающее — ко
многим явлениям действительности.
Например, любовь для него — лишь физическое влечение, искусство
— пустое развлечение праздных и привилегированных слоев общества.
Вот как цинично Базаров отзывается о чувствах и ухаживаниях друга:
“Да ты, я вижу, Аркадий, понимаешь любовь, как
все новейшие молодые люди; цып, цып, цып, курочка а как только курочка
начинает приближаться, давай ноги! Я не таков”. “Я только этим и
горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает”.
Базарова обвиняли и обвиняют в дерзости, в бунтарстве, в излишней
категоричности сркдений. Но он живой человек, потому и имеет право
на ошибки. Многие высказывания нигилиста Базарова на первый взгляд
циничны, грубы, полны ненависти ко всему и глубоко неверны (например,
в разговоре с Кукшиной, Ситниковым, Аркадием и Павлом Петровичем).
Кукшина мечтала стать нигилисткой и своими самоуверенными выпадами
только провоцировала Базарова на дерзость.
Но герой груб далеко не всегда. Сразу заметно, как много и с охотой
общается Базаров с Одинцовой — единственным человеком, которого
герой по-настоящему уважал и ценил. В беседах с ней Базаров не позволяет
себе резких суждений, ведет себя сдержанно и тактично. А вот в схватках
с Павлом Петровичем герой хочет во что бы то ни стало шокировать
противника: раздразнить его из-за своей неприязни к ухоженному аристократу.
Нередко стремление задеть за живое проявляется и в спорах Базарова
с Аркадием. “Мягонький либеральный барич”, — так в начале романе
называет герой своего лучшего друга, демонстрируя тем самым снисходительно-дружеское
покровительство. Но час от часу пропасть между ними растет, и это
заметно в ревности Базарова к Аркадию и трагической любви к Одинцовой,
которая ломает и переворачивает жизнь Базарова. По-своему Базаров
любит и родителей, о которых говорит, что “таких людей днем с огнем
не сыскать”. Но все же его оценка жизни отцов, старого поколения
однозначна и полна отрицания: “Кажется, чего лучше — ешь, пей? Только
тоска одолеет от такой жизни!”.
Вероятно, внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой дано герою в
наказание за слишком упрощенное толкование жизненных явлений. Любовь
Базарова к Одинцовой, с одной стороны, указывает на его слабость,
но одновременно и возвышает его. Герой не в состоянии полностью
отдаться своему чувству, но вместе с тем оно глубже и серьезнее
“страстных вздохов” Павла Петровича Кирсанова. Достаточно вспомнить
эпизод, Когда Базаров просит только о том, чтобы о его смертельной
болезни известили любимую женщину.
Умирающий Базаров прост и человечен. Теперь отпала необходимость
прятать свой романтизм глубоко внутри. Герой умирает удивительно,
почти стихами прощаясь со своей возлюбленной: “Дуньте на умирающую
лампаду, и пусть она погаснет”.
И в финале раскрывается еще одна прекрасная черта в герое: любовь
к женщине, любовь к отцу и матери сливаются воедино с любовью к
родине, к таинственной России, о преобразовании которой он втайне
мечтал, но которая так и осталась для него неразгаданной тайной.
“Нужен ли я России”, — сомневается Базаров, в последние минуты своей
жизни думая о высоком и важном, возвышаясь над узкими мирскими заботами,
чем становится ближе и дороже читателю.