Сочинение
10 класс. Мое любимое стихотворение
Ф. И. Тютчева
Среди наиболее талантливых и знаменитых
поэтов XIX в. особое место принадлежит Федору Ивановичу Тютчеву.
Тургенев так писал о нем в одном из журналов того времени: “О Тютчеве
не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не
чувствует поэзии”.
Невзирая на то, что количество поэтических текстов у Тютчева относительно
мало, качество их поражает своей глубиной, мудростью и красотой.
Тютчева от всех прочих поэтов отличает присутствие философских размышлений
в его произведениях: ему всегда хотелось понять окружающий мир,
вникнуть в его суть.
Поэт, постоянно размышлявший над ценностями вечными, непреходящими,
в реальной жизни жил ощущениями, которые ему дарила любовь к женщине...
Относясь к земным проблемам несколько отстранение и легкомысленно,
Тютчев знал истинную цену повседневных душевных переживаний и метаний.
Через многие его стихотворения “красной нитью” проскальзывает одна
тема, главная мысль которой заключается в словах: “Все проходит...”.
Возможно, поэтому так много трагичных ноток в его стихотворениях.
Среди замечательных поэтических текстов Тютчева моим любимым является
стихотворение “Не знаю я, коснется ль благодать...”. Не хотелось
бы подробно анализировать этот текст, в него надо вникнуть, прочувствовать.
Данное стихотворение было написано в 1851 г., но более двадцати
лет оставалось никому не известным. Стихотворение посвящено жене
Федора Ивановича — Эрнестине Федоровне Тютчевой. Но именно в это
время в душе поэта зарождалась сильнейшая любовь к Елене Александровне
Денисьевой.
Все стихотворение является свидетельством неукротимого желания,
поиска земной благодати. Все эти потребности пробуждаются в тот
момент, когда душа находит себя в “духовном обмороке”. Кажется,
что внутренний мир Тютчева и его лирики таит в себе какое-то предчувствие,
томится ожиданием... Мысли и сознание самого автора как бы мечутся
меж двух огней. С одной стороны:
Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении творца!
И смысла нет в мольбе!
И с другой:
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Мир в поэзии Тютчева весь словно
пропитан ощущением таинства жизни. Доступным становится и таинство
веры. В стихотворении появляется конкретика, общение двух целостных
личностей. Поэт делает акцент на полноту, искренность любви с Ее
стороны и неспособность Его переживать так глубоко это чувство.
Лирический герой, которого мы воспринимаем, хотя и независим от
“бессмертной пошлости людской”, но все же переполнен до краев своей
души смирением и чувством вины. Иногда создается ощущение того,
что “избыток” страсти земной для него является чрезмерным. Душа
же женская похожа на живую жизнь природы. В ней мы замечаем своеобразный
“избыток” бытия:
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоен.
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит.
Очень близко с “избытком жизни”
располагается “избыток упоенья”. “Поединок роковой” представляет
собой и поединок мысли, и поединок внутренний, который пребывает
в философском сознании. Тютчевский текст 1851 г., по мнению большинства
критиков, словно сближает две плоскости бытия: религиозно-церковную,
христианскую и мирскую, земную:
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была —
Ты, ты, мое земное провиденье!
Критиками также замечено, что образ
жены поэта, ее мир соотнесены с тем образом пленительного земного
бытия, олицетворением которого была Е. А. Денисьева. А это уже другая
ипостась, которая ассоциировалась с мерой и “успокоеньем”...
Сам язык тютчевской поэзии настраивает на более глубокое и вдумчивое
восприятие ею стихотворений. Только отстранившись от сиюминутных
проблем и забот, можно понять стихи Тютчева, и тогда надобность
в глубоком и тщательном анализировании отпадет сама собой, оставив
лишь место звукам сердца!