Сочинение
10 класс. Арина Петровна и ее сыновья (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Господа Головлевы»)
“Господа Головлевы” — роман о семье, но, в первую очередь, это роман
о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на
Земле. В “Господах Головлевых” автор исследует природу того, что
неумолимо отдаляет людей друг от друга Он исследует такие стремления,
которые начинаются с исступленного желания наилучшим образом устроить
свой дом, обеспечить будущее своего рода. Дом, семья, род — вот
ценности подлинные, а не мнимые. И именно им самозабвенно отдает
всю свою яркую жизненную одаренность родоначальница и глава семейства
Арина Петровна Головлева.
И вроде бы добивается успеха: могущество головлевского рода неоспоримо.
Она сама это горделиво осознает: “Какую махину выстроила!”. Но когда
цель, как кажется, достигнута, выясняется, что она была иллюзорной,
что все потеряно, а жизнь, своя собственная и близких, была бессмысленно
принесена в жертву. Роман, посвященный упорному созиданию “семейной
твердыни”, кончается полным человеческим крахом: опустением дома
и распадом родственных связей.
Итак, в романе изображена семья, состоящая из главы — Арины Петровны
— и ее детей. Головлева — властная и энергичная помещица, хозяйка
всего имения, натура сложная и целеустремленная, но испорченная
беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично правит
всем имением, превратив мужа в ненужный придаток и калеча жизнь
“постылым детям”. Ее страсть — накопительство. Со всевозможными
приобретениями, обогащением связаны самые яркие воспоминания жизни
Арины Петровны. И дети, в который раз слушая ее повествования об
этом, воспринимают слова маменьки как увлекательную сказку.
Денежные отношения — главная, самая прочная нить, которая связывает
Арину Петровну и ее сыновей — Степана, Павла и Порфирия. Старший
сын, Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но бездеятельный,
“постылый Степка-балбес”, спился и умер. Другой сын — Павел — со
временем возненавидел общество живых людей и жил в своем фантастическом
мире наедине с самим собою. Так и протекала его безрадостная жизнь,
пока верх над ним не взял смертельный недуг.
Младший сын, Порфирий, пожалуй, самая “выдающаяся” фигура в этом
семействе. Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость
от матери воспитали в нем лживость и угодничество. Порфирий с детских
лет умел опутать “доброго друга маменьку” паутиной лжи и подхалимажа,
за что и получил от других членов семьи прозвища “Иудушка” и “кровопийца”.
Прозвища эти как нельзя лучше отражают его сущность. Не Иуда, а
именно Иудушка, поскольку он был лишен размаха настоящего Иуды-предателя.
За свою никчемную жизнь Порфирий не совершил ни одного настоящего
поступка
Предательство и подхалимство — вот характеризующие его черты. Он
предает всех и всегда. Все Иудушкины поступки настолько мелки и
ничтожны, что вызывают негодование и омерзение. Даже обращаясь к
Богу, он откровенно практичен. Господь для него — нечто вроде высшей
инстанции, к которой можно обращаться со своими гнусными прошениями.
Так почему же головлевский род обречен на вымирание? Почему мать
и дети так и не нашли общего языка? Ответ совершенно ясен: деспотизм,
привычное подавление личности младших повлекло за собой неумение
“головлят” распорядиться собственными судьбами. Будущие крушения,
детей подготовлены здесь, в родных стенах. В богатый, но ненавистный
родной угол головлевская молодежь возвращается только погибать.
В конце романа Щедрин показал опустевшую и обезлюдевшую “твердыню”,
в которой есть все. “Не пустодомом живу!” — хвастается Иудушка,
но в то же время здесь никого нет. Пугающий своей силой образ тишины,
ползущие по дому тени вовсе не случайно повторяются в романе.
И потрясает сцена Иудушки с “мертвыми душами”: покойной матерью,
братьями, давно умершими слугами. Отвернувшись от живой жизни, герой
общается с призраками, пока внезапное пробуждение “одичалой совести”
не заставит его с ужасом спросить: “Что такое сделалось?! где… все?..”.
Вся тяжесть ответственности за гибель рода Головлевых падает на
Порфирия. Его же Салтыков заставит и очнуться — “за всех”. Иудушка,
наконец, понимает, что есть настоящие человеческие отношения, законы
человеческой связи. Он осознает эгоистическую разъединенность головлевского
рода и ответ за все многочисленные семейные грехи возьмет на себя.
Порфирий сам вынесет себе смертный приговор — его найдут замерзшим
недалеко от могилы матери.