Сочинение
10 класс. Композиционное значение снов Раскольникова
Для понимания идейного смысла романа Ф. М Достоевского “Преступление
и наказание” очень важным является анализ композиции произведения,
в частности таких ее элементов, как сны.
Первый сон главного героя романа Родиона Романовича Раскольникова
описывается в начале первой части произведения. Что же снится несчастному
герою, так чутко и болезненно воспринимающему любые проявления несправедливости,
жесткости, подлости, порочности современного ему общества? Достоевский
описывает кошмар: маленький Раскольников идет с отцом на кладбище,
на могилу младшего брата. Их путь лежит через кабак, возле которого
стоит ломовая лошадь, запряженная в телегу. Из кабака выходит пьяный
хозяин лошади и приглашает своих приятелей прокатиться. Старая лошадь
не двигается с места, и Микола начинает бить ее кнутом, который
затем меняет на лом. После нескольких ударов ломом Микола убивает
лошадь, и маленький Родион бросается на него с кулаками.
Раскольников просыпается от ужаса, и пережитое во сне возвращает
его к мысли о том, сможет ли он убить или нет; сможет ли избавить
всех униженных и оскорбленных, воплощением которых становится жалкая
кляча из его кошмара, от жестокости и порочности окружающего мира,
олицетворением которого является пьяный возница Микола, Кошмарное
видение тесно переплетается с не менее (если не более) ужасной и
отвратительной действительностью, он выступает своеобразным толчком,
вплотную приближающим героя к роковому решению — убийству старухи-процентщицы.
Во второй части романа Раскольникову, уже совершившему расправу
над старухой (но также убившему ни в чем не повинную Лизавету) снова
снится сон, переходящий в бред: на этот раз ему снится (или мерещится),
что бьют хозяйку. С одной стороны, это видение можно воспринять
как отражение подсознательного желания расправиться с еще одной
“вошью” (как известно, Раскольников должен квартирной хозяйке приличную
сумму денег, из-за чего вызывался в полицию) с другой — как страх
перед будущим, которое, если следовать теории молодого героя, может
превратиться в нечто ужасное.
Словно бы в ответ на глубокие внутренние переживания Родиона мать
присылает ему деньги, на которые Раскольников выкупает у хозяйки
вексель. Одна из проблем решена, но по сравнению с чудовищной драмой
героя она кажется каплей в море.
В третьей части романа — снова кошмар. На этот раз Раскольникову
снится, что старуха жива и смеется над ним. Он пытается убить ее,
но со всех сторон люди, они и смотрят и молчат. В композиционном
плане третий кошмар героя является продолжением его размышлений
о “твари дрожащей”, о том, что он “не человека убил”, а “принцип”,
своеобразным подтверждением его догадок относительно слабости собственной
натуры, неспособности перешагнуть через труп человека Кроме того,
этот сон (а именно — описание смотрящих в молчании людей) предваряет
появление в комнате Раскольникова Аркадия Ивановича Свидригайлова,
своеобразного психологического двойника главного героя, который
наблюдает за спящим Родионом.
Предвестником нравственного выздоровления, избавлением от мучительных
сомнений и поисков ответов на вопросы о несостоятельности собственной
теории становится для Раскольникова полусон, полубред, описанный
в эпилоге романа: Родиону чудится, что весь мир должен погибнуть
из-за болезни, будто есть микроб, точнее — духи, одаренные умом
и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими,
хотя зараженные считают себя умными и непоколебимыми в истине. Люди
заражаются, начинают убивать друга друга, пожирать, как пауки в
банке. После последнего кошмара Раскольников исцеляется — как физически,
так и духовно, приближается к порогу, за которым — новая жизнь,
в которой он, по совету Порфирия Петровича, станет солнцем.
Итак, в композиционном отношении сны Раскольникова играют важную
роль: они способствуют предельной концентрации читателя на развитии
сюжета, на описываемой автором системе образов; подготавливают к
последующим эпизодам, многие из которых имеют огромное значение
для понимания основной идеи романа. Кроме того, введение в повествование
таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном
плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа
Так, например, благодаря сну Раскольникова о пьяном вознице мы понимаем
особенность душевного самочувствия героя, который в тот момент испытывал
сильное отвращение к окружающей обстановке; пытался сопоставить
нынешнее состояние с тем, какое будет у него после совершения преступления,
воспринимаемого как нечто ужасное. Кто знает, если бы Раскольников
прислушался тогда к своим ощущениям, то вряд ли бы оказался раздавленным
ужасной трагедией, расколовшей надвое его сознание.