Сочинение
10 класс. Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского «Идиот»
В основе романа “Идиот” лежит попытка изобразить тип человека, достигшего
полной духовной и нравственной гармонии. В “Идиоте” Достоевский
попытался собрать вместе всех представителей современного общества
и показать, что как бы ни отличались их идейные взгляды на происходящее,
есть все же близкие черты и в положительных, и в отрицательных порывах.
Вся эта общность связана с двойственной природой человека.
Главный действующий персонаж произведения — князь Мышкин, возвращающийся
после продолжительного лечения за границей в клинике для душевнобольных.
Достоевский очень мало повествует нам о самом князе Мышкине. По
замыслу автора, подобная “закрытая” личность тяготеет к природному
началу. Чистота сознания Мышкина, лишенная каких бы то ни было условностей,
приводит к разрушению сословных преград. Данный тип человека был
необычайно нов для светского общества, Настасья Филипповна даже
восклицает о князе: “Первый раз вижу человека”.
Достоевский задумал образ князя Мышкина как человека, максимально
приблизившегося к идеалу Христа. Писатель отважился на решительный
шаг: посмотреть на современный мир сквозь призму Христовой проповеди.
Образ Христа в произведении Достоевского неслучаен. Здесь выражена
мысль писателя об идеале:
“Человек на земле возлюбить другого как самого себя не может по
заповеди Христовой, “я” препятствует, закон личности не дает. Но
по закону природы человек тянется к этому идеалу. Такой идеал возможен,
но в результате развития каждого личного “я” до такого состояния,
когда человек не может не отдать свое “я” другим без остатка”. Только
тогда возможно достижение идеала. Но при этом могут измениться интересы
и цели пребывания человека на земле. Все это как раз и случится
с князем Мышкиным, снова впавшим в безумие.
Существует ряд аналогий между “князем Христосом” и евангельским
Христом в произведении. Но князь Мышкин — не посланец Христа, его
идея — открытие человеческого в самом человеке. Мышкин подобен образу
Христа лишь потому, что так же готов идти на любые жертвы во имя
ближнего. Так же, как и Христа, Мышкина не понимают и не принимают
в обществе, считая “не от мира сего”. Но князь Мышкин — живой человек
со своим особым характером.
Душу Мышкина переполняет любовь-сострадание к человечеству. Она
лее проявляется и в отношениях с двумя близкими его сердцу женщинами
— их две, и опять-таки это не случайно. Чувство к одной из них —
Настасье Филипповне — автор определяет как любовь-жертву, “любовь
для нее”. “Любовь для себя” Мышкин обретает в отношениях с Аглаей
Епанчиной. Это раздвоение в любви не дает покоя Мышкину. Он полностью
считает себя причиной всех бед своих любимых. Образ Мышкина во многом
напоминает образ Дон-Кихота, занявшего достойное место среди литературных
героев. Глубокая духовная связь с традициями своего народа сделали
этих героев актуальными и по сей день!