Сочинение
10 класс. «Всюду - палата № 6. Это - Россия...» (по рассказу А.
П. Чехова «Палата № 6»)
Антон Павлович Чехов по праву считается мастером рассказа. Ему присущ
удивительный талант в небольшом по объему произведении в легкой,
юмористической форме затронуть и раскрыть большие и сложные социальные
проблемы: обличение закрытой, “футлярной” жизни (“Человек в футляре”),
духовную деградацию личности (“Ионыч”), разбитое счастье интеллигентного
человека (“О любви”) и многое другое.
Рассказ “Палата № 6”, который был написан в 1892 г., возник как
отголосок впечатлений, вынесенных с острова-тюрьмы, где самым тяжким
для писателя оказалось соприкосновение с ужасами каторги, о чем
он позже напишет: “Сахалин — это место невыносимых страданий...
Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения,
варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст...
размножали преступников и все это сваливали на тюремных смотрителей...
Виноваты не смотрители, а все мы”.
Начинается рассказ с ужасного описания больничного двора, который
сразу же навевает грустные мысли. “В больничном дворе стоит небольшой
флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли...
Передним фасадом обращен он к больнице, задним — глядит в поле,
от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти
гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют
тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных
и тюремных построек”. В сенях на старом хламе спит сторож с “суровым,
испитым лицом”.
Тягостное впечатление усиливается по мере того, как вчитываешься
в этот рассказ, знакомишься с палатой № 6 и ее обитателями — сторожем
Никитой, который предстает в этом рассказе очень тупым и беспощадным,
с доктором Ратным, а также с душевнобольными, которые населяют данную
палату. Один из них — еврей Моисейка, который помешался после того,
как у него сгорела шапочная мастерская. Он чрезвычайно услужлив:
ему нравится подавать товарищам воду, укрывать их, когда они спят,
и за это его одного из всех отпускают на улицу, где ему дают кто
копеечку, кто квасу, кто еще что-нибудь...
Единственным человеком, который может и способен рассуждать, трезво
мыслить и проявлять благородство, как это ни покажется парадоксальным,
оказывается душевнобольной Громов. Доктор Рагин, который является
заведующим больницы, каждый раз, навещая его в страшной палате №
6, говорит: “Если бы вы знали, друг мой, как надоели мне всеобщее
безумие, бездарность, тупость и с какой радостью я всякий раз беседую
с вами! Вы умный человек, и я наслаждаюся вами”.
Громова свела с ума именно жизнь среди нормальных людей. Он заболел
манией преследования, ему стало казаться, что его посадят в тюрьму.
И Громов действительно попал в тюрьму. Этой тюрьмой для него оказалась
палата № 6, где людей действительно не лечат, а калечат и истязают,
жизнь там оказывается страшнее, чем в остроге. Но, сидя за больничной
решеткой и страдая невыносимо, он не перестает возмущаться, протестовать
и не теряет веры в то, что рано или поздно правда и добро восторжествуют:
“...воссияет заря новой жизни, восторжествует правда, и на нашей
улице будет праздник! Я не дождусь, издохну, но зато чьи-нибудь
правнуки дождутся”.
Иначе Чехов изображает взгляд на жизнь доктора Рагина. Он следует
только одной идее: “При всякой обстановке вы можете находить успокоение
в самом себе”. Поэтому он не вмешивается в дела больницы и не пытается
улучшить положение вверенных ему людей. “Все вздор и суета... —
успокаивает он себя, — в своей нечестности виноват не я, а время...
Родись я двумястами лет позже, я был бы другим”.
В этом рассказе Чехов противопоставляет взгляды на жизнь Громова
и доктора Рагина. Так, в речи Громова звучит изобличение: “Нас держат
здесь за решеткой, гноят, истязают, но это прекрасно и разумно,
потому что между этой палатой и теплым уютным кабинетом нет никакой
разницы. Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и
мудрецом себя чувствуешь... Нет, сударь, это не философия, не мышление,
не широта взгляда, а лень, факирство, сонная одурь...”, “Страдания
презираете, а небось прищеми вам дверью палец, так заорете во все
горло!”.
И только тогда, когда доктор Рагин сам попадает в эту палату и его
избивает Никита, он начинает прозревать: “...в голове его, среди
хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль, что такую же
точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди,
казавшиеся теперь при лунном свете черными тенями. Как могло случиться,
что в продолжение больше чем двадцати лет он не знал и не хотел
знать этого?.. Совесть, такая же несговорчивая и грубая, заставила
его похолодеть от затылка до пят”.
В заключение хотелось бы процитировать слова писателя Н. С. Лескова:
“В палате № 6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры.
Всюду — палата № 6. Это Россия...”.