Сочинение
10 класс. Образы-символы в пьесах
А. П. Чехова
“Художественная литература потому
и называется художественной,
что рисует жизнь такою, какова
она есть на самом деле”.
А. П. Чехов.
А. П. Чеховым написано огромное
количество бессмертных произведений: рассказов, фельетонов, повестей,
но особое, привилегированное место в его творчестве занимают пьесы.
“Вишневый сад”, “Три сестры”, “Чайка” — бесценное наследие чеховской
драматургии, классика мировой сцены. Его пьесы отражают целую галерею
человеческих типов, образов со своим особым характером и со своей
судьбой.
Особой заслугой Чехова-драматурга можно считать создание нового
для драматургии явления, такого как образы-символы. Именно они помогают
читателю и зрителю наиболее полно и точно понять душевное состояние
героев, их взаимоотношения. Одним из ярких примеров, иллюстрирующих
это явление, можно считать пьесу “Вишневый сад”.
Наряду с героями пьесы, в тесной взаимосвязи с ними, существует
персонаж, не упомянутый в списке действующих лиц, но по своей значимости
ничуть не уступающий им, — это тот самый вишневый сад, имеющий в
пьесе свой символический смысл, особый лиризм Когда сам Чехов произносил
название своей пьесы, создавалось впечатление некой таинственности,
нежности, любви. Это отчетливо видно в авторских ремарках: “Рассвет,
скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду
холодно, утренник...”.
Вчитываясь и вдумываясь в комедию, можно заметить, что все самое
главное в созданных Чеховым характерах, в изображении их переживаний,
их прошлого и будущего определяется тем, в каком положении каждый
оказывается по отношению к вишневому саду.
Для Раневской и Гаева, представителей “прошлого”, вишневый сад —
это воспоминание о детстве, благополучии, предмет гордости; наконец,
это единственное место в мире, где они еще чувствуют себя дома.
Лопахин ценит не столько сам сад, сколько великолепное имение, заманчивый
объект для вложения капитала и энергии предпринимателя. Ане, представительнице
“будущего”, кажется, что ее любимый сад неотвратимо уходит в прошлое,
а с ним и вся “старая жизнь” — вечное ожидание аукциона, грошевые
расчеты, подачки и долги. Образ вишневого сада движется, изменяется
на протяжении пьесы, он наполняется новыми значениями в процессе
жизни пьесы на сцене, в сознании читателя и зрителя. Как бы ни толковался
этот образ-символ, исчерпать его содержание едва ли возможно, мы
чувствуем, что речь идет о вечных ценностях, которые люди должны
сохранять.
Более сложный, скрытый образ-символ мы видим в другой пьесе великого
драматурга. На первый взгляд может показаться, что сюжет “Чайки”
сводится лишь к истории классического любовного треугольника — Нины
Заречной, Константина Треплева и известного писателя Тригорина,
но это не так. Главное в “Чайке” — тема подвига. В искусстве успех
сопутствует лишь тому, кто способен на подвиг.
Сквозь мрак, тяжесть и “грубость” жизни, преодоленные героиней,
читатель слышит лейтмотив “Чайки” — тему полета, победы. Полета
над трудностями жизни к простому человеческому счастью. Нина отвергает
версию о том, что она — погубленная чайка, что ее страдания, ее
поиски, достижения, вся жизнь — только “сюжет для небольшого рассказа”.
Не падение подстреленной чайки, а полет прекрасной, свободной птицы
— такова глубокая поэтическая тема чеховской пьесы.
Антон Павлович Чехов выступил подлинным реформатором театра. Его
пьесы — “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад” — открыли
новую эпоху в истории драмы и оказали огромное влияние на развитие
мировой драматургии XX в. В этих пьесах нашли воплощение как уже
сложившиеся, так и абсолютно новые драматургические принципы. По
праву считающиеся классикой, его пьесы до сих пор актуальны и способны
без труда пробуждать даже в самых грубых и черствых душах чувство
прекрасного, чувство полета над ничтожностью жизни.