Сочинение.
Образ Родиона Раскольникова в романе
Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Ты сам — свой Бог,
ты сам — свой ближний,
О, будь же собственным Творцом,
Будь бездной верхней, бездной нижней,
Своим началом и концом.
Д. С. Мережковский
В
романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных
жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека,
похожие друг на друга по социальному положению, по возрасту, находят
разные решения одной и той же проблемы. Разумихин пытается видеть
в своей жизни положительные стороны и жить спокойно. А Раскольникова
совсем не удовлетворяет его жизнь. Он хочет чего-то другого, не
совсем хорошо осознавая, чего именно. В размышлениях об изменении
своей жизни он придумывает теорию о сверхчеловеке, который может
убить другого человека и это не будет считаться преступлением.
Д. И. Писарев писал: “... Раскольников находится в таком положении,
при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него
самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом”. Мне кажется,
что чисто внешне Раскольниковым двигало желание помочь матери, сестре,
Сонечке, а внутренне он хотел доказать себе, что он не “тварь дрожащая”,
а сильный и решительный человек.
Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том,
верна ли его теория; и несколько раз он отрекается от нее. Но внутреннее
желание Раскольникова почувствовать себя сверхчеловеком побеждает,
и он совершает убийство. Свое преступление Раскольников продумывает
до мелочей, рассчитывает время, количество шагов от своей квартиры
до старухиной. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем.
Но в момент убийства он теряется, отключается от всех продуманных
планов, забывает обо всех предосторожностях, о двери, которую оставляет
открытой. Здесь Достоевский показывает, что, отвернувшись от Бога,
Раскольников становится рабом дьявольского начала. И это преступление
Раскольников совершает, движимый дьявольской силой. Я думаю, что
Раскольников совершил свое преступление не для того, чтобы быстро
обогатиться, а для того, чтобы почувствовать себя Наполеоном, который
может распоряжаться жизнями других людей, в данный момент жизнью
никому не нужной старухи. И я не могу согласиться с Д. И. Писаревым,
который считал, что “всю свою теорию Раскольников построил исключительно
для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и
легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть при первом удобном
случае к бесчестным средствам обогащения...”. Раскольников прежде
всегодумающий человек, и мне кажется, что его можно назвать “рацио”,
в нем так же заложено и духовное начало, как во всех других людях,
но все же в первую очередь для Раскольникова существует “рацио”,
он выбирает другой путь. Я считаю, что Раскольников в чем-то действительно
несостоявшийся Наполеон. Он обладает сильным характером, и это Достоевский
показывает в финале романа. Раскольников в душе так и не раскаивается
в совершенном поступке, он не отказывается от своей теории. По моему
мнению, финал романа не гармонирует со всем предыдущим содержанием.
У несостоявшегося Наполеона, убежденного в своей правоте, не может
возникнуть возможности реабилитироваться. А Достоевский все же дает
ему такую возможность. Он хочет показать читателю, что даже Наполеон,
раз он не состоялся, не является и настоящим убийцей. Есть люди
гораздо ужаснее по своим замыслам, когда насилие достигает огромных
размеров, а такие люди, как Раскольников, способны на чувства, имеют
еще не совсем исковерканную душу, они должны иметь шанс для возвращения
к нормальной жизни. И, может быть, Сонечка, в которой заложена основа
воскрешения Раскольникова, сможет направить ум и душу Раскольникова
в правильное человеческое русло.