Сочинение
7 класс. Братья наши меньшие (по рассказу
Л. Андреева "Кусака")
В рассказе Андреева «Кусака» речь одет
о проблеме совести и человеческой доброты. Человек считает себя
добрым и благородным, но при этом не замечает преданности братьев
своих меньших, относится к ним, как к игрушке. Красивая девочка
Леля, сама того не желая, нанесла собаке огромную обиду. Собака
доверилась ей всем своим собачьим сердцем и получила в ответ предательство.
Кусака была злой и дикой собакой. Но приехавшие на дачу люди заставили
ее измениться, научили доверять окружающим, и собака почувствовала
себя счастливой. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака. У нее
было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада;
она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого
для счастья собаки?»
Человек совершает предательство, сам того не замечая. Сначала ему
кажется, будто это пустяк. Затем такое поведение входит в норму.
Девочка Леля сначала вызывает у читателя огромную симпатию. Она
проявила внимание к бездомной собаке, согрела ее своим теплом. Но
девочка и ее мама так и не осознали, что за существо, прирученное
ими, они теперь несут ответственность. В рассказе говорится, что
«приехавшие дачники были очень добрыми людьми». Но их доброта действует
только тогда, когда это удобно им самим. Когда им хотелось играть
и забавляться с Кусакой, они это делали. А потом они решили, что
дворняжка им не нужна. И они с легкостью вычеркнули верную собаку
из своей жизни. Мама пообещала Леле красивого породистого щеночка,
и девочка согласилась. Перед отъездом девочка даже не простилась
с Кусакой.
Оставленная собака страдает. И напрасно думает человек, что только
он один обладает чувствами. Братья наши меньшие страдают ничуть
не меньше человека. Рассказ оставляет тягостное впечатление. И снова
начинаешь задумываться о том, имеет ли право человек считать себя
умным, возвышенным, благородным, если он равнодушен к тем, кто его
окружает. Наверное, нет. Истинная доброта распространяется на все
живое, в том числе и на братьев наших меньших.