Сочинение
по картине "Царевна Лебедь"

1 вариант
Автором картины «Царевна Лебедь» является Михаил Врубель. Этот шедевр
посвящен персонажу Царевны Лебедь из оперы Римского-Корсакова «Сказка
о царе Салтане».
Эта опера была впервые продемонстрирована
публике в 1900 году. Эскизы для декораций и костюмов создал сам
Врубель, а партию Царевны исполняла его супруга Надежда Забела.
Многие считают, что именно она и вдохновила мужа на написание этого
полотна. Возможно, так и было. Но сходство Царевны Лебедь с картины
мастера с Забелой едва уловимо.
С полотна Врубеля на нас смотрит мистическая красавица. Таинственность
её образу придаёт холодная сине-голубая цветовая гамма, в которой
написана картина. Царевна оглядывается на нас, стоя на фоне заката
и тёмного моря, вдали виднеется сказочный город, подступающий к
самому краю нависающего над водой утеса. Огромные глаза красавицы
широко распахнуты. Её печальный взгляд завораживает и манит. На
голове Царевны роскошная корона, усыпанная россыпью драгоценных
камней. Её тёмные волосы покрыты полупрозрачной, словно невесомой
накидкой. Края накидки, как и корона, усыпаны камнями. Царевна придерживает
её своей миниатюрной ручкой. Хрупкий стан красавицы тонет в её лёгком
ослепительно белом оперении, чуть тронутом отблесками заката.
«Царевна Лебедь»
- полотно невыразимой словами красоты. От него сложно отвести взгляд.
Героиня этой картины будто манит нас за собой в сказку. Создается
ощущение, будто она в любой момент может нырнуть в глубину океана
или раствориться в высоте темнеющего неба. И, хотя образ Царевны
Лебедь, написанный Врубелем, сложно соотнести с той Царевной, которую
мы знаем из сказки Пушкина, он никого не оставит равнодушным. Вовсе
не нужно хорошо разбираться в живописи, чтобы насладиться красотой
этой чудесной картины.
2 вариант
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава... »
А. С. Пушкин
Выдающийся русский художник Михаил
Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске. Отец
мальчика был строевым офицером, участником Крымской кампании, потом
он стал военным юристом. Михаил Врубель рано начал рисовать. С восьми
лет он посещал рисовальные классы Общества поощрения художников.
Потом мальчик обучался рисованию у частного педагога и посещал рисовальную
школу. Юноша получил прекрасное образование.
После окончания Ришельевской Классической гимназии он поступил на
юридический факультет Петербургского университета. После окончания
университета Врубель поступил в Академию Художеств.
Творческую манеру Врубеля отличает декоративность и цветовое богатство.
Врубель умел ценить красоту природы, был удивительно талантлив.
Он создал множество потрясающих произведений, которые восхищают
зрителей великолепием и гармонией.
Восхищение и восторг вызывает у зрителя картина М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
При взгляде на это произведение нам хочется воскликнуть: «Сказка,
волшебство, необыкновенная красота!» Создаётся впечатление, что
какие-то неведомые силы перенесли тебя в то самое царство Гвидона,
где творились чудеса, описанные великим русским поэтом А. С. Пушкиным
в своей знаменитой сказке. И вот одно из чудес предстаёт перед нами
— Царевна-Лебедь, которая явилась воплощением неземной красоты героинь
русских народных сказок.
С картины на нас смотрит красивая девушка с прекрасным, но печальным
лицом. Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с
грустью. Соболиные брови придают взгляду особую выразительность.
Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу.
Контраст цветов подчёркивает красоту девушки. На алых губах нет
и тени улыбки. Чувствуется, что на душе героини неспокойно. Возможно,
она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает
о ком-то. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие,
заставляет сопереживать.
Голову прекрасной царевны украшает необыкновенной красоты кокошник:
замысловатые узоры, самоцветные камни белого, голубого и бирюзового
цветов, нежное плетение с мелкими бусинками, выполненное в русских
национальных традициях, украшающее лоб — всё сверкает, добавляет
красоты и великолепия.
Со сказочного венца на плечи царевны ниспадает лёгкая прозрачная,
словно сотканная из воздуха, вуаль, украшенная серебряной нитью.
Героиня нежно держит её, прижимая руку к самому сердцу, как делают
девушки в моменты тревоги и переживаний. Нежную руку украшают драгоценные
кольца, как бы напоминая о том, что перед нами — царевна.
За спиной сказочной царевны — огромные белоснежные крылья. В вечернем
сиянии они излучают необыкновенный перламутровый свет, который придаёт
картине нежность, великолепие, добавляет ощущение волшебства. Крылья
символизируют чистоту и невинность героини.
На заднем плане картины — тёмное, глубокое, неспокойное море, которое
почти сливается с таким же тёмным, с багровыми отливами, и мрачным
небом. Создаётся ощущение тревоги, надвигающейся опасности. Только
светлая полоска неба на горизонте, разделяющая море и грозный небосвод,
вселяет надежду на светлое будущее, победу добра над злом и счастливый
конец, который традиционно завершает все народные сказки.
На заднем плане слева изображён чудесный остров с многочисленными
строениями и дворцом, окна которого освещены ярким алым светом.
Всё это — творение прекрасной Царевны-Лебедь, которая, как и все
героини русского фольклора, преданно и беззаветно любит, помогает,
поддерживает, вдохновляет на подвиги и восхищает.
Глядя на картину М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», невольно задумываешься
о вечных ценностях, начинаешь верить в то, что в нашей обыденной
жизни непременно найдётся место удивительному чуду!