Сочинение
по картине Репина "Стрекоза"

1 вариант
сочинения
Осенний солнечный день, чистое небо, девочка в изящной шляпке, сидящая
на перекладине ограды, раскачивает ножкой... На первый взгляд картина
Ильи Ефимовича Репина "Стрекоза" ничем не примечательна.
Изображенная на полотне девочка - старшая дочь художника. Несмотря
на то, что в повседневной жизни родные и близкие люди воспринимаются
нами в целом, в картине отец-художник смог отобразить не только
свою любовь к ребенку, но и характер дочери.
Почему художник дал такое название
своей работе? Присмотревшись к девочке мы видим живой, озорной взгляд,
устремленный вдаль. Солнечные блики, играющие на лице ребенка, подчеркивают
образ - серьезное, задумчивое создание не лишено детской непосредственности.
Еще немного и девочка побежит, чтобы внимательно разглядеть то,
что ее заинтересовало. И невольно ассоциируешь ее со стрекозой -
села на травинку, немного отдохнула и упорхнула на цветок, который
привлек ее внимание.
Эта картина Е. И. Репина не просто
завораживает, она передает энергию жизни и света. Немногим художникам
удается создать нечто подобное. Сегодня работа великого художника
"Стрекоза" по праву занимает место в Государственной Третьяковской
Галерее.
2 вариант сочинения
Илья Ефимович Репин (1844-1930)
родился на Украине, в небольшом городке Чугуеве (современная Харьковская
область) в семье бывшего военнослужащего. Рано обнаружилась тяга
мальчика к рисованию. Под руководством местных художников юноша
достиг немалых успехов, его работа пользовалась спросом в родном
городе. В 1863 г. молодой человек приехал в Петербург, поступил
в рисовальную школу, а затем и в Академию художеств.
Известность пришла к Репину в начале 1870-х гг. благодаря картине
«Бурлаки на Волге». Зачастую картины Репина насыщены действием.
На его полотнах нашли отражение значимые события из жизни русской
деревни, драматические эпизоды в судьбах русских революционеров.
Обращался художник и к исторической теме. Среди его работ немало
портретов. Это и портреты знаменитых современников художника — Л.Н.
Толстого, Н.И. Пирогова и др., и написанные «для себя» портреты
членов семьи Репина.
Картина «Стрекоза» — один из наиболее известных портретов семейного
«цикла». Эта картина была написана на даче под Петербургом. Художник
изобразил свою дочь Веру Ильиничну Репину (1872-1948). Работа датирована
1884 г. — значит, мы видим портрет девочки в возрасте 12 лет.
Пока ещё неизвестно, как сложится дальнейшая судьба этого ребёнка.
Впоследствии Вера Ильинична пыталась стать драматической актрисой.
Она обладала способностями к пению, живописи. Некоторое время выступала
в частных театрах, но затем оставила мечты о сценической карьере.
Поселилась с отцом в его финском имении «Пенаты» в Куоккале, вела
хозяйство, как множество других женщин её круга.
Но всё это будет потом. Пока же мы видим шаловливого ребёнка, сидящего
на высокой перекладине штакетника и непринуждённо болтающего ногами
в воздухе. Обеими руками девочка придерживается за перекладину.
Фоном служит ясное летнее небо, сливающееся с лугом. Художник наметил
отдельные сухие травинки, но в целом земля и небо практически не
разделены.
На девочке зеленовато-серое платье с длинными рукавами, всё в небольших
складочках. Подол юбки — до середины икр, дети не носили длинные
платья до пола, как их мамы и старшие сёстры. Поэтому видны светлые
чулки, чуть спустившиеся складками, и чёрные башмаки на шнурках.
На голове у девочки шляпка в тон платью, завязанная ленточкой под
подбородком.
В картине много солнечного света, его блики играют на лице и одежде
девочки. Есть мнение, что эта картина значительно отличается по
стилю от большинства произведений Репина. Особенности исполнения
картины, ощущение случайно «схваченного», подсмотренного мгновения
роднят её с творчеством импрессионистов, которые как раз и стремились
передавать на полотне настроение, изменчивость окружающего мира.
На картине Репина запечатлён именно такой момент: девочка пока сидит,
но вот-вот спрыгнет и убежит. Поэтому, быть может, художник и назвал
картину «Стрекоза» — ведь эти существа очень подвижны, они мгновенно
перемещаются с места на место. Только села на цветок — и вот уже
перенеслась на несколько шагов вперёд, вот уже парит в воздухе...
Возможно, что фон, в котором пейзаж практически отсутствует, узкая
полоска луга сливается с небом, как раз и служит тому, чтобы создать,
передать это ощущение парения в воздухе, лёгкости и беззаботности,
присущим ранней юности.