Сочинение.
Изображение русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова

Едва
ли не главным в творчестве Н. С. Лескова было создание им ярких
национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой
и всечеловеческим обаянием. Писатель умел находить яркие русские
характеры, притаившиеся в разных уголках родной страны, людей с
обостренным чувством чести, сознанием своего долга, непримиримых
к несправедливости и одухотворенных человеколюбием. Он рисовал тех,
кто упорно, самоотверженно несет “бремя жизни”, всегда стремится
помочь людям и готов постоять за правду-истину.
Его герои находятся далеко от бурных столкновений
века. Они живут и действуют в родной глухомани, в русской провинции,
чаще всего на периферии общественной жизни. Но это вовсе не означало,
что Лесков уходил от современности. Как остро переживал писатель
насущные нравственные проблемы! И вместе с тем он был убежден, что
человек, который умеет смотреть вперед без боязни и не таять в негодованиях
ни на прошлое, ни на настоящее, достоин называться творцом жизни.
“Эти люди, — писал он, — стоя в стороне от главного исторического
движения ... сильнее других делают историю”. Таких людей изображал
Лесков в “Овцебыке” и “Соборянах”, в “Запечатленном ангеле” и “Захудалом
роде”, в “Левше” и многих других рассказах и повестях. Удивительно
непохожие друг на друга, они объединены одной, до поры скрытой,
но неизменной думой о судьбах родины.
Мысль о России, о народе в переломные минуты духовных
исканий со щемящей силой пробуждается в их сознании, возвышая до
эпического величия их скромные жизненные деяния. Все они “своему
Отечеству верно преданные”, “к своей родине привержены”. В глубине
России, на краю света живет в сердцах незаметных героев любовь к
родной земле. К ней обращены думы непокорного протопопа Туберозова
(“Соборяне”), страстно порицающего обывателей в великой утрате заботы
о благе родины. В речах героя, удаленного от столичных бурь, звучат
идущие от безмерной любви слова: “О мягкосердечная Русь, как ты
прекрасна!”. И не смиренная, раболепная кротость восхищает непокорного
протопопа, нет: он весь под обаянием скромной, но великой силы доброго
самоотвержения, готовый на подвиг и сопротивление злу.
И грезит протопоп о каком-то новом чудесном храме
на Руси, где будет вольно и сладко дышать внукам. О счастье народа
по-своему думает и “черноземный философ” Червев; этого счастья соотечественникам
своим желает и “Дон-Кихот” Рогожин (“Захудалый род”): в горячечном
бреду мечтает он освободить сотни тысяч людей в России... “Очень
мне за народ умереть хочется”, — говорит очарованный странник Иван
Северьянович Флягин. И глубоко переживает этот “черноземный Телемак”
свою причастность к родной земле. Какое великое чувство заключено
в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “...
тут глубине тоски дна нет... Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг
перед тобой отколь ни возьмись обозначается монастырь или храм,
и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.
Наверное, в “Очарованном страннике”, как ни в
каком другом произведении Лескова, высвечено то затейливое миропонимание,
которое свойственно русскому человеку. Замечателен весь облик чистосердечного
героя: неуемная сила духа, богатырское озорство, неистребимая жизненность
и чрезмерность в увлечениях, чуждая умеренности доброде-тельного
мещанина и покорной благосмиренности, и широта его души, отзывчивость
к чужому горю.
Глубокое ощущение нравственной красоты “одолевает
дух” лесковских праведников. “У нас не переводились, да и не переведутся
праведники” — так начинается рассказ “Кадетский монастырь”, в котором
“люди высокие, люди такого ума, сердца и честности, что лучших,
кажется, и искать незачем” предстают в своей многотрудной обыденной
жизни — воспитателей и наставников юных кадетов. Их нетрафаретное,
глубоко мудрое отношение к воспитанию содействовало становлению
в воспитанниках того духа товарищества, духа взаимопомощи и сострадания,
который придает всякой среде теплоту и жизненность, с утратой которых
люди перестают быть людьми.
Среди героев Лескова и знаменитый Левша — воплощение
природной русской талантливости, трудолюбия, терпения и веселого
добродушия. “Где стоит “Левша” — замечает Лесков, подчеркивая обобщающую
мысль своего произведения, — надо читать “русский народ”.